В 2 года у нашего ребенка произошёл довольно сильный скачок роста: он будто бы в один момент стал более социально-активным, научился ходить на горшок и стал разговаривать целыми предложениями.
Но за всеми позитивными изменениями подтянулись и негативные факторы. Почему-то все говорят лишь о кризисе трёх лет, но в зарубежной литературе его называют "эти ужасные 2 года". В 2 года начинается, и к трём годам по идее постепенно сходит на нет.
Но конечно, всё зависит от индивидуального развития ребенка, у кого-то такой кризис действительно может начаться ближе к трём годам. Не исключаю вероятности, что это могут быть разные кризисы - точно вам скажу об этом через год.
Как меняется поведение ребенка?
Я бы назвала это "период бунтаря". У ребёнка начинает появляться своё собственное мнение на всё, и оно обязательно должно отличаться от мнения родителей. Ребёнок считает, что стал уже достаточно взрослым и все непременно должны считаться с его желаниями.
Любимая фраза - "не хочу!", любимое слово - "НЕТ".
Вы говорите: "пойдем гулять". Он непременно ответит: "не хочу гулять", даже если на самом деле очень хочет. Важен сам факт этого бунта и сопротивления любым просьбам родителей. "У меня есть своё мнение" - кричит он вам всеми возможными способами.
Ребенок становится агрессивным и упрямым. Он начинает устраивать истерики по любому поводу. Просьбы воспринимает негативно. Какие-то вещи делает назло. Наш сын специально раскидывал свои игрушки в порыве гнева. Мог психануть от того, что у него что-то не получается.
В чем причина?
С точки зрения психологии такое поведение вполне объяснимо. Ребенок уже начинает осознавать самого себя, пытается отделиться от матери, но в то же время сталкивается со своей беспомощностью в некоторых вопросах, где не может обойтись без участия родителей.
Такое столкновение психологических противоречий и является для малыша самым сложным моментом.
Родители тоже хотят отделиться от ребёнка, дабы он стал более самостоятельным. И почему-то уже не хотят выполнять все его желания. У малыша в ответ на это бывают вспышки ярости и агрессии, внутренний протест. На этом этапе он должен понять, что мир не вертится вокруг него.
Что делать родителям?
Самое лучшее, что могут сделать родители - дать правильную реакцию и терпеливо переждать этот этап взросления. Важно не сломать ребёнка, не отбить у него желание быть самостоятельным, но при этом и не прогнуться под него, чтобы не потерять свой авторитет.
Свои запреты надо объяснять ребёнку логически, ибо они практически всегда касаются его здоровья и безопасности. Но и не стоит запрещать всё на свете и пытаться вырастить "послушного человека".
Как и в других сферах жизни здесь важно найти правильный баланс.
Вы можете применять некоторые хитрости воспитательного процесса, давать ребёнку "альтернативу без альтернативы".
Например задавать вопросы с уловкой: "Куда мы пойдём: в парк или на площадку?", "Что ты будешь на обед: гречку или рис?". Вместо "пойдём гулять?", "пойдём кушать?" - на которые он может ответить только да или нет. Мы даём ребёнку право выбора (просто на наших условиях).
Здравствуй, истерика...
Детским истерикам нельзя потакать, чтобы в дальнейшем ребенок не стал манипулировать вами с их помощью!
Истерику лучше предотвратить, и в некоторых ситуациях согласиться с ребёнком, дать сделать так как он хочет (например, если он хочет идти на площадку, а не в парк). Но в других ситуациях надо проявить твёрдость характера (надо идти в больницу, а он не хочет одеваться).
Можно попробовать договориться с ребёнком или постараться переключить его внимание. Если истерика уже произошла, то лучшим вариантом будет дать реакцию игнора, спокойно переждать.
Ребёнок увидит, что вы никак эмоционально не реагируете и постепенно успокоится сам. В дальнейшем у него пропадёт желание использовать истерики в общении с вами, ибо они не работают.