Великий князь Киевский Святослав Игоревич (945-972 гг.) является одной из самых колоритных и легендарных фигур в древнерусской истории. Формально став князем в трехлетнем возрасте, после гибели отца князя Игоря, он долгое время правил при регетнстве своей матери княгини Ольги. Будучи человеком неуемного характера и огромной энергии, он большую часть своей жизни провел в походах и войнах.
В 965 г. Святослав разгромил Хазарский каганат (по другим данным было два похода, один в 965 и второй в 968-969 гг.), обезопасив таким образом один из важнейших для Руси торговых путей - Волжский.
В 968 г. он вторгся в Дунайскую Болгарию и разбив болгар в битве под Доростолом, завоевал ее. После чего обосновался в городе Переяславце на Дунае, куда даже планировал перенести свою столицу. Однако нападение печенегов на Киев заставило его вернуться на Русь.
В 970 г. он вновь направляется в Болгарию, после чего в союзе с болгарами, венграми и печенегами вторгается в переделы Византийской империи. Русским войскам удалось дойти до Аркадиополя, где они потерпели поражение и вынуждены были отступить назад в Болгарию.
В 971 г. происходит уже вторжение византийской армии в Болгарию. Византийцам удалось взять ее столицу Преслав, а затем осадили самого Святослава в Доростоле. Осада продолжалась три месяца, после чего стороны пошли на переговоры. Произошла встреча князя Святослава и византийского императора Иоанна Цимисхия, по результатам которой был заключен мирный договор и русские войска отправились домой.
Однако у днепровских порогов в марте 972 г. русская дружина была атакована печенегами, в этой схватке князь погиб.
Большинство художников изображают князя Святослава с казацким чубом на голове, на Украине такой называют оселедцем и длинными вислыми усами, а-ля запорожский казак. Отсюда даже появилась версия, что якобы Святослав является первым казаком и праотцом всего казачества.
Вот только с чего вдруг художники решили, что Святослав выглядит именно так, ведь не существует ни одного прижизненного портрета князя?
Портретов то не существует, однако до нас дошло описание внешности князя Святослава, составленное византийским историком Львом Диаконом в его произведении "История".
Вот как он повествует о встрече императора Иоанна Цимисхия со Святославом под Доростолом:
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой.
Лев Диакон не был свидетелем этой встречи, но описал внешность русского князя очень подробно, как будто сам присутствовал на ней. В принципе здесь нет ничего удивительного, он мог записать все эти сведения со слов очевидцев, ведь он был современником тех событий. Если бы не одно но...
Еще в XIX веке немецкий историк Карл Август Газе, изучая "Историю" Льва Диакона, заметил что за автором водится некий грешок. Диакон, при описании различных событий любил вставлять фрагменты, взятые им из трудов более ранних авторов, немного обрабатывая их и адаптируя под нужное событие. Так и описание внешности Святослава он содрал из описания внешности предводителя гуннов Аттилы, которое сделал римский дипломат Приск Панийский, побывавший в его ставке, записанное в "Гетике" - произведении готского историка Иордана. К таким же выводам пришли и советские ученые Сюзюмов М.Я. и Иванов С.А., изучавшие этот вопрос.
Давайте сравним как описывал Приск Панийский внешность Аттилы:
Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил На все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью , с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом , с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения.
Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты ; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным.
Конечно совпадение далеко не 100%, но аналогии провести можно, особенно при описании телосложения и одежды Святослава и Аттилы.
Кроме того, внешность Святослава, описанная Львом Диаконом абсолютна не характерна для русского мужчины того времени. Брить голову и бороду на Руси было не принято. Известно, что вплоть до Петровских времен борода была эдаким символом мужчины, показателем статуса что ли. И когда в 1699 г. царь Петр I издал указ "О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии", то он поднял целую волну негодования. Зафиксированы даже случаи самоубийства по этому поводу. Многие бояре предпочитали платить специальную пошлину за ношение бороды, чем расставаться с ней. А тут целый князь лысый, да еще и со скобленным рылом.
А вот у восточных народов, тюркских, монгольских обычай брить голову, оставляя на ней чуб или косичку сохранился до сих пор. Такая прическа называется по разному: айдар, кекил, калашмак, байдалы шаш и тд.
Так какой же из этого всего можно сделать вывод. Вполне вероятно, что для византийца Льва Диакона, который никогда не видел Святослава, все эти русы, печенеги, хазары, гунны и пр., были просто варварами, то есть как говорится на одно лицо. Он особо не разбирался чем они там отличаются внешне. Поэтому при описании внешности Святослава, он взял за основу описание Аттилы, сделанное Приском Панийским и добавил к нему от себя чисто тюркские черты. Ну подумаешь, варвар он и есть варвар. Вот так и получился у нас князь Святослав не бородатым русским мужиком, а не то запорожским казаком, не то каким-то хазарином или печенегом.