Найти тему
Gorod-812

Нужен ли Петербургу памятник Григорию Распутину?

В Петербурге, а вслед за тем и в сетевых СМИ вдруг стала обсуждаться тема установки памятника Григорию Распутину.

Чтобы сразу стало ясно, что речь идёт об очередной бронзовой поделке неандертальского типа, место которой – в пещере Тешик-Таш, а не в Санкт-Петербурге, вот макет этого ваяния почти в полный рост:

Макет памятника Григорию Распутину в Петербурге. Фото: ООО РНТМ Артпроект
Макет памятника Григорию Распутину в Петербурге. Фото: ООО РНТМ Артпроект

А чтобы был понятен масштаб культурно-исторической компетенции инициаторов этой богоугодно-монументальной затеи, вот несколько цитат из Евгения Королёва – руководителя московской скульптурной мастерской «Артпроект», в недрах которой неким неизвестным пока скульптором был разработан этот проект:

«До сих пор оценка не дана тому времени, тем деятелям. Это перелом нашей истории. Почему это всё произошло: сначала убийство Столыпина, потом Распутина, потом императорской семьи?»

Здесь стоит пояснить, что противники Г.Е. Распутина из числа приверженцев премьер-министра П.А. Столыпина, погибшего от руки террориста при загадочных обстоятельствах в начале сентября 1911 года, были убеждены в том, что организация убийства премьера (бывшего последовательным гонителем скандального царского фаворита) – дело рук «старца» и его монарших покровителей.

Цитируем дальше:

«Все претензии к Распутину не подтверждены реальными документами, так на чем же строится обвинение этого человека? Один из историков, с которыми я общался, написал восемь томов, в которых он развенчивает эти мифы.  Его книга, возможно, станет достоянием, люди прочтут ее и разберутся».

Речь, судя по всему, идёт о многотомнике историка-любителя Сергея Фомина, который действительно собрал огромное количество фактов, – что само по себе историографически ценно, – но при этом, вместо того чтобы дать им исторически убедительную оценку, попытался – голословно и зачастую вопреки фактам – доказать святость «старца», которому якобы противостоял международный «масонский заговор».

И, наконец:

«Как руководитель творческой мастерской, я не имею права запретить творческому человеку делать то, что он считает нужным. Скульптор выбрал известную фотографию, где Распутин переносит цесаревича через лужу или ручеек. Почему бы и нет?»

Да потому что нет таких фотографий – ни известных, ни неизвестных!

Зато есть другие фото:

Помощник «дядьки» царевича боцмана А. Деревенько – Клементий Нагорный с Алексеем Николаевичем. Из альбома Пьера Жильяра
Помощник «дядьки» царевича боцмана А. Деревенько – Клементий Нагорный с Алексеем Николаевичем. Из альбома Пьера Жильяра
6 марта (21 февраля) 1913 г. Торжественное празднование 300-летия Дома Романовых
6 марта (21 февраля) 1913 г. Торжественное празднование 300-летия Дома Романовых
Григорий Распутин с детьми Матрёной, Варварой и Дмитрием
Григорий Распутин с детьми Матрёной, Варварой и Дмитрием

Вероятно, из этих (и других снимков, на которых Алексея держат на руках его «дядьки» и другие слуги) и склеился в творческом воображении безвестного скульптора, а затем телепортировался в сознание руководителя мастерской «Артпроект» комбинированный «сикстинский» образ Распутина с Алексеем на руках.

Но даже если предложенный проект – просто малограмотный православный китч, значит ли это, что Григорий Распутин не достоин монументального воплощения?..

Дальше о памятник Распутину и трех мифах о Распутине - тут.