Современный представитель «Ильюшинцев» — модель Ил-96-300 – стала базовой в президентском обиходе. И объясняется это довольно просто – он соответствует всем требованиям, которые предъявляются к борту номер один.
Данный вид самолета обладает следующими характеристиками:
Взлетным весом до 250 тонн
Скоростью более 900 км в час
Длительность перелета – свыше 9 000 км
Несомненным преимуществом данного типа лайнера является тот факт, что все комплектующие – детали и узлы – сделаны в России. Причем это касается и двигателей. Их называют мощными и точными, правда, не совсем экономичными. С точки зрения стратегической безопасности тот факт, что комплектующие российские, это очень хорошо, т.к. никто из иностранных недругов не знает конструкторских особенностей самолета и никаким образом не может повлиять на его работоспособность удаленно. А это вопрос принципиально важный, т.к. относится к госбезопасности.
Все самолеты, которые претендуют на роль борта номер один, проходят все необходимые летные испытания. Лайнеры имеют специальную защиту от внешних угроз, обладают специально настроенным пилотажно-навигационным комплексом.
Безопасность - прежде всего !
Ил-96 – это надежный самолет. За время работы, а это более чем 20 лет, у таких самолётов не было ни одной серьезной аварии, зато в новостях часто говорят об авиакатастрофах других марок воздушных судов.
Во-первых, самолетов такой марки построено около 30 и над каждым индивидуально работали отличные мастера; во-вторых, готовятся они для специфических эксплуатантов, а из этого следует, что качество обслуживания всегда на высоте. Контролирует состояние воздушных судов отряд Управления делами Президента, а это надежнее, чем любая частная авиакомпания.
В настоящее время в составе спецотряда имеется четыре Ил-96-300 разных модификаций. Главным является Ил-96-300ПУ(М), обновленная модель.
Ил-96-300 президентский самолет защищают не только с земли, но и в воздухе. Множество диспетчеров и большое количество ПВО контролирует момент при взлете и посадке борта номер один, потому что именно тогда в основном террористы стараются атаковать.
В воздухе борт №1 под защитой звена прикрытия, а это, как известно, опытные, квалифицированные пилоты. Также есть дополнительные меры безопасности. Например, если торпедировали ракету для уничтожения самолета, то собственное бортовое устройство устранит атаку, при помощи антиракеты. Также происходит защита авиалайнера по нейтрализации тепловых ловушек, кроме этого он имеет маскирующее покрытие корпуса самолета, благодаря которому становится невидимым для систем наведения ракет. Так получается, что если с земли торпедирована ракета, то самолет ее уничтожит.
Технические характеристики и особенности борта номер один
Россия относится к числу тех немногих стран, которые могут позволить себе самостоятельно полностью создать самолет для президента благодаря развитой авиапромышленности. Разработчиком лайнера является авиакомплекс имени Ильюшина. Модель Ил-96-300, которая стала базовой для борта №1, имеет взлетный вес 250 тонн, способен развивать скорость, превышающую 900 километров в час. Дальность беспосадочного полета превышает девять тысяч километров – но это показатель серийных образцов. Насколько долго способен продержаться без посадки в воздухе самолет Путина не известно. Информация засекречена в целях безопасности.
Размер
Размах крыла: 60,1 метр;
Площадь – 391,6 метров квадратных;
Длина самолета 55,35 метров;
Высота – 17,57 метров;
Диаметр фюзеляжа – 6,08 метров;
Длина пассажирской кабины — 41 метр;
Максимальная ширина – 5,7 метров;
Максимальная высота – 2,61 метр;
Объем – 350 кубических метров.
Помимо вопросов безопасности и технологического оснащения самолета Путина многих интересует интерьер авиалайнера. «Летающий рабочий кабинет» главы государства обязан быть комфортабельным, ведь должны быть созданы все условия для удобства работы, отдыха первого лица страны, приема высокопоставленных гостей.
По сведениям некоторых СМИ, на отделку внутреннего убранства ушло несколько миллионов рублей. Около 15 миллионов стоили деревянные покрытия из орехового шпона. Никаких золотых унитазов, к разочарованию любителей позлословить, на самолете Путина не установлено. Имеется мини-спортзал, комнаты для отдыха VIP-гостей, столовая, бар и душевые кабины. В целях безопасности оснащен всем необходимым медицинский блок для оказания экстренной медпомощи.
Интересные факты ИЛ-96
Первым пассажиром правительственного авиаотряда стал президент Чехословацкой Социалистической Республики Антонин Запотоцкий. Рейс был выполнен на единственном на тот момент самолёте в отряде — Ил-12 «Люкс» .
Иосиф Сталин был большим любителем авиации, но сам летать не любил. Тем не менее, на Тегеранскую конференцию он прибыл из Баку на самолёте Си-47ОН (Особого Назначения) — салонном варианте американского военно-транспортного Douglas C-47 Skytrain. «Дугласы» с 1935 года выпускались в СССР по лицензии под индексами ПС-84 и Ли-2, однако поставляемые по ленд-лизу машины были более поздней модификации, чем выпускавшиеся в СССР, с более совершенным комплексом навигационных приборов, что и определило выбор.
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв предпочитал летать на Ил-18, его выбор объясняется тем, что у Ил-18 четыре двигателя: вероятность того, что такое количество моторов откажет разом, крайне низка. Также в составе правительственного авиаотряда был Ту-114 — турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. На нём в 1959 году Никита Хрущёв совершил трансатлантический рейс из Москвы в Нью-Йорк. Полёт прошел благополучно, но по прилёте произошел конфуз. В аэропорту не нашлось подходящего для советского самолёта трапа, и Хрущёву пришлось спускаться по лестнице пожарной машины. Впрочем, под конец визита в США трап был изготовлен, и генсек благополучно отправился обратно. Хрущев не раз летал на Ту-114.
Леонид Брежнев летать не любил, однако от путешествий на самолёте не отказывался. Он побывал пассажиром Ту-104, Ту-154, а еще специально для генсека был построен особый лайнер Ил-62М. Самолёт был предназначен для перевозки главы государства с максимально возможным комфортом. Леонид Ильич был заядлым игроком в домино, поэтому практически после каждого перелёта приходилось полировать стол в основном салоне, так как он был в царапинах.
В 1974 году в Отдельном авиационном отряде № 235 по требованию Андропова была введена должность заместителя командира части по режиму. Её замещал офицер КГБ[23].
В советское время иностранные делегации путешествовали по СССР на советских самолётах. В 1972 году Ричард Никсон, находясь с визитом в СССР, должен был вылететь на советском «Иле» в Киев. Однако произошел конфуз, двигатель лайнера не запустился. Произошла и заминка с предоставлением запасного борта. Результатом этого происшествия стала отставка руководства правительственного авиаотряда.
1 апреля 2011 года на совещании Совета Безопасности РФ по вопросу развития авиастроения Дмитрий Медведев подверг резкой критике свой новый самолёт Ту-214ПУ, на котором в первые месяцы эксплуатации наблюдались многочисленные технические проблемы[24]. Сам Медведев предпочитает пользоваться зарубежными воздушными судами (Airbus A319, Dassault Falcon 7X, AgustaWestland AW139), которые в годы его президентства впервые за долгое время стали закупаться в спецотряд.
Плохая погода иногда накладывает свои коррективы на график перелёт первых лиц государства. Так, 30 октября 2012 года и 4 февраля 2013 года самолёт Дмитрия Медведева из-за плохой погоды в Москве вынужден был уходить на запасной аэродром Санкт-Петербург (Пулково)[25]. Однако известны и случаи давления первых лиц на экипаж. В мемуарах многолетнего шеф-пилота правительственного авиаотряда Владимира Потёмкина описан случай, когда 30 января 1992 года Борис Ельцин приказал во что бы то ни стало приземлиться в Лондоне в нарушение метео-минимума экипажа[26].
СЛО «Россия» не имеет в своём парке грузовых самолётов. В период с 1993 по 1999 годы в составе ГТК «Россия» эксплуатировались самолёты Ан-124 (что можно видеть, в том числе, в фильме Ширли-мырли), однако затем они были проданы[27]. Поэтому для перевозки автомобильных кортежей и прочих грузов для обслуживаемых лиц в настоящее время привлекаются самолёты 224-го лётного отряда.
В 2014 году на перевозку пассажиров авиаотряда из федерального бюджета выделено почти 2 млрд. рублей.
Почему именно он ?
Как отмечают специалисты, с выбором проблем не было. Президентская традиция летать именно на Илах была заложена еще при Ельцине – именно тогда для его передвижения по воздуху выбрали большой, красивый, вместительный и безопасный Ил-62. Причем эксперты уверены, что нет другого варианта, который бы мог лучше выполнять такую важную миссию, как быть бортом номер 1.
Как отмечают источники, близки к Кремлю, было одно время, когда в период тесной дружбы и крепких связей с США возникало желание у некоторых поклонников западных ценностей приобрести западный самолет для перевозки нацлидера. Однако купить американский боинг тогда так и не решились. Сказались и экономические трудности, с которыми страна столкнулась в 90-е.
Илу здесь повезло – он смог в полной мере показать свои возможности и доказать надежность. Он остается таким и сегодня, поэтому свою жизнь президент страны доверяет представителям отечества.