Найти тему
КУТЫМАФА

коцерт № 1 для СКРИПКИ с великими покойниками.

фото из открытых источников. https://unsplash.com/ Фотографии для всех.                   Beautiful Free Images & Pictures | Unsplash
фото из открытых источников. https://unsplash.com/ Фотографии для всех. Beautiful Free Images & Pictures | Unsplash

Русская душа не плачет от балалайки. Балалайка - скомороший инструмент. Русский (особенно напившись пьян) рыдает от запредельного звука итальянской скрипки.

Ах, эта волшебная скрипка!

И не догадываются люди, что слёзы из них выжимают не её звуки, а история убийств, предательства и воровства, спрятанная в деке и покрытая волшебным лаком Страдивариуса: совсем как на большой российской дороге, что и роднит бородатую русскую душу с вороными кудрями сицилийского разбойника.

История создания и жизни скрипки круче, чем все вестерны Среднего Запада.

Настроимся и приступим.

Коцерт № 1. Для скрипки с великими покойниками.

Гениальный Антонио Страдивариус (худой, длинный - белый колпак, кожаный фартук) был последним из великих итальянских мастеров. В 1737 году он унёс в могилу тайну создания скрипки стоимостью 15 миллионов долларов США за штуку.

И если правду говорят только дети и художники, то старые мастера были сумасшедшими художниками с жестокостью детских душ: Никколо Амати, Гварнери и целая школа мастеров города Кремоны. Они строили свои скрипки задолго до Страдивариуса, - но ни один из них ни словом не обмолвился о секрете. Они не рассказали ничего. Скрипки, выпорхнувшие из их рук, были и остаются лучшими в мире.

У Антонио ещё не остыли пятки, а горячие наследники уже собрали всё, что обнаружили в мастерской, кое-как доделали, налепили строгое клеймо сурового старца и запустили конвейер продаж так называемого «пятого периода». В народе: «Полу-Страдиварии», - худшие скрипки великого мастера, посмертно, трепетно, но дорого оплевавшие его имя.

И - началось!

По смерти титанов, разгадку «Кремонской тайны» искали, как жар-птицу. Алхимики варили «лак Страдивария». Чудаки собирали даже щепки, оставшиеся от мастеров. Расцвёл рынок поддельных скрипок кремонской школы: сам Антонио за жизнь сделал 900 скрипок, а в Европе торговались тысячи с его клеймом.

Скрипка Страдивариуса сделалась эталоном и мерилом роскошного богатства, как луковица тюльпана веком ранее. Но тогда это случилось кратко, а безумная история старой скрипки продолжается до сих пор.

Эта спекуляция именем Страдивариуса остановила процесс развития инструмента: "это кощунство что-то улучшать в совершенном!" Поэтому: не может быть скрипок лучше Страдивария!

Конечно, музыка не всем и не всегда понятна, но уж законы рынка постигнет всякий: чем меньше совершенного, - тем оно дороже.

Время остановилось на 150 лет.

С тех пор призраки суровых мастеров, аромат тайны и почтительный шёпот окружают строительство скрипки. Да-да! Это сейчас скрипку изготавливают, или – прости господи! – делают! Раньше скрипку строили – как дом, как корабль. Но её строили без чертежа или плана. Каждую скрипку строили по вдохновению: искусство, замешанное на алхимии собственного опыта.

Так делали всегда: и Страдивариус, и Амати, и все в Кремоне. А до Кремоны – в Брешии, где начали строить то, что хоть немного похоже на современную скрипку. А до этого были виолы и японская «лунная лютня», ребабы, фидели… Всё - по наитию! Всё - по наитию!!

Параллельно вместе с секретом лака лихорадочно искали истоки скрипки, как ищут скелет первобытного человека. И однажды нашли: в могиле воина, захороненного 2 тысячи лет назад, лежал ящик со смычком и грифом – крота. Её сравнили с греческими фресками и оказалось: Орфей играл ни фига не на лютне! Возраст скрипки залезал в библейские времена.

Оказалось, что история скрипки равна истории человечества. Некоторые горячие головы даже стали утверждать, что на скрипке играли в раю!

Но, нет! Что вы! Бог не позволил бы шуметь в Эдеме этим деревянным ящикам с двумя струнами. Более того: чтобы в наше время в концертах не играли на этих первородных «гробах», он в 17 веке благословил турецких спекулянтов завезти в Брешию бракованную волнистую древесину. Те здорово нажились, но для вёсел этот тёс оказался совершенно не пригоден. Зато "дурное" дерево зазвучало в скрипках.

Вообще, история скрипки – это блуждание впотьмах слепых безумцев. Они не знали законов акустики и в целом физики. Они варили лак, обжигая пальцы, не зная, что у них получится. Корпус скрипки менял свою форму: от прямоугольной до лунообразной, и далее – до яйцевидной, пока не обрёл то, что имеем ныне. Сегодняшняя скрипка по сути тот же кремонский ящик – только звучит хуже.

Но тайна никуда не испарилась, а стала ещё гуще.

Потому что скрипку делала не наука. Скрипку делал исключительно, и только талант. А талант – это божий поцелуй в маковку. Каждый хочет рядом постоять. Удивительно, как вообще удавалось делать эти странные ящики звучащими так хорошо! Без вмешательства Всевышнего тут явно не обошлось!

Божественный талант Страдивариуса создал вокруг скрипки завесу таинственности, на охрану которой тут же встали грозные посредственности. О-о-о!!! Они знают имена предков и потомков Амати и Гварнери, Гранчино и Гваданини в десятом колене. Они разбираются в количестве и деталях завитков на грифе в разные периоды творчества самого Страдивариуса. Но они защищают не миф, а свои диссертации и тёплые места консультантов с мировым именем. Да! Они знают о скрипке всё, кроме главного, и окутывают картину ещё большим туманом.

А в скрипке главное – это: соотношение частей, лак и материал. Все три части работать должны на звук, а не на красоту. Потому что красота – это оптимальность. И нам нужен в первую очередь результат. А положительный результат всегда красив.

Итак.

Материя: верхняя дека – из ели, нижняя – из клёна. Совершенно непонятно: как эти старики на ощупь могли выбрать самый звукопроводящий материал (соотношение 1 : 18)! У них не было никаких приборов - только ухо. Откуда им было знать, что ель пропускает звуковую массу, как сито. Страдивариус или где-то брал или как-то обрабатывал ель особым образом – это до сих пор осталось тайной: сухая, без соков. Мы не можем получить такую и по сегодня.

Лак: чертовски красив, но это особая субстанция. Он не залепляет структуру дерева (как жир от немытых рук бездарных музыкантов), а, наоборот, усиливает её проводимость. Как так может быть?! Сейчас используют или спиртовый лак, или масляный. Древний лак – не то и не другое. Это – синтез обоих лаков. Как?! Они?! Это?! Делали?!

Соотношение частей: странная форма сегодняшней скрипки объясняется просто. Сначала в идеальной круглой форме сделали один вырез, потом другой, - так было легче играть, не задевая смычком саму коробку (особенно после появления четвёртой струны): скрипка "загордилась" своей «талией». А соотношение длины к ширине, глубине и высоте подъёма струн – получалось эмпирической случайностью и талантом мастера.

Пропорции и формы скрипок Страдивариуса были гениальны, но не совершенны. Их все потом переделали. Но это ничего не значит. Тогда играли в комнатке для четырёх господ. И гениальность этих скрипок по сей день заключается в том, что при разрезанной мензуре с добавленным куском, с поднятым грифом и изменённой внутренней планкой, - получается почти совершенный инструмент для сегодняшних громадных акустических пространств.

В лучших скрипках Страдивариуса длина мензуры составляет 325 миллиметров, а все её участки имеют строго определённое протяжение. Эфы (фигурные отверстия на "теле") располагаются также в строго определённом месте - на самом высоком месте "груди", а не где попало, как делали до великого старика. Стык пружины и корпуса не должен совпадать с еловыми слоями . Причём, ель нужно брать не мелкослойную (такое дерево "мертво"), а широкослойную с большим количеством смолы. Поверхность пружины должна быть отполирована до блеска пемзой и мелом (и не чем иным)- так она лучше проводит звук. Подставка в вертикальном разрезе должна иметь только вид веретена, и не как иначе, ибо другая форма не может правильно воспринять и передать резонатору трансверсальные и лонгитуденальные колебания струн.

То, что вы прочитали - это всего лишь грамм секретов итальянской скрипки.

Антонио Страдивариус умер 285 лет назад, никому не рассказав, как он делал эти удивительные вещи. И всё это время ходят слухи, что где-то нашли формулу лака и записку с технологией и секретами пропорций.

Всё это враньё.

На самом деле не нужно, вредно и даже опасно разгадывать эти тайны. Охранителям и почитателям великой старины выгоден миф об этих исключительных инструментах. А для тех умалишённых, кому позарез вдруг захочется истины, всегда найдутся за небольшую плату тихие наёмные убийцы. И это будет гораздо дешевле стоимости 300-летней итальянской скрипки.

Мы познакомимся с одним таким сумасшедшим. Он создал математическую модель идеального инструмента и построил такие скрипки, что сам Страдивариус в своём гробу не только снял шляпу, но и в зависти отгрыз себе истлевшие пальцы. И этому есть свидетели.

Прислушаемся к шепелявому голосу забытого и нищего гения, имя которого гремело в мире на рубеже 19-го и 20-го веков. Все скрипки, созданные им, считались лучше Страдивариуса, но были уничтожены или пропали в безвестности. Он выступил против скрипичной мафии и едва не выиграл у неё битву. Его не смогли убить, его просто предали те добрые люди, для которых он сработал свои изумительные скрипки.

Лев Владимирович Добрянский.

Маэстро, ТУШ!

Конец концерта № 1. Антракт.

Подписывайтесь на канал ДЕДА, ставьте ЛАЙКИ, оставляйте КОММЕНТАРИИ, делитесь с друзьями и близкими. Подписывайте даже врагов - пусть тоже помогают!

Читайте также на моём канале:

Сладкая смерть.

Зеркала корпоративного государства.

Лепёшки в кумысе.

Истуканы в стиральной машине.

Возвращение.

Зачем мы "Можем повторить".

Десятиминутная ИКЕА.

Принципы Иконы.

И другое.