В конце сентября прошедшего года я отправила себя в "командировку" на съемки в Подмосковную Дубну. Там, на берегу Волги, стоит грандиозное здание конезавода "Ахалтекинец", конюшни которого при строительстве были рассчитаны на 200 голов. Осенью 20-го года, когда я туда попала, там проживало 50 кобыл, 60 жеребят и три жеребца-производителя.
Коней древней ахалтекинской породы там выращивают с 91 года, а сам комплекс выстроен заново в 95м и 15 лет назад выглядел, наверняка, очень масштабно!
Родина лошадей - Туркмения, но вывезти ахалтекинцев оттуда не получится, они признаны народным достоянием и продажа за границу под запретом. Поэтому Российские конезаводы, получившие еще до распада Союза бесценных лошадей, словно выиграли в лотерею.
Продавать нельзя, а дарить - можно! В 1993 году Борис Ельцин получил текинца в подарок от Туркменбаши. Шикарный конь был выставлен на аукцион из любопытства и его оценили в 3 млн евро. Конь остался на 1-м Московском конном заводе, привелегий не имел, Ельцин им не интересовался. Но факт аукциона обидел дарителей - они посчитали "оценку" подарка неприличным жестом, ведь дарили самое ценное!
Ахалтекинскую лошадь внешне невозможно спутать с другой породой. Они невероятно грациозны, сухие конституцией, тонкие-звонкие. Грива совсем короткая, не растет. Аккуратные, очень прочные копыта.
Огромное разнообразие мастей, в том числе редчайшая изабелловая.
Можно этому удивиться, но основной покупатель лошадей завода - вовсе не российский конник. И этому есть объяснение: эти лошади не подходят для большого спорта, куда вкладывают большие деньги. А для хобби-класса они слишком дОроги. Конечно же, на них и прыгают, и пробеги едут, и внутрипородные скачки проводят. Но в большом спорте их мало, конкуренции с немецкими полукровными породами не выдерживают.
За ахалтекинцами «охотятся» эстеты, фанаты породы как таковой. Это как обладание драгоценностью. Роскошь и статус.
Базовый ценник на жеребенка в отъеме (т.е после 6 месяцев), будет начинаться от 6000 евро. Но если жеребенок необычной масти, например изабелловой, то на него уже стоит очередь и его стоимость сразу возрастает.
Подрощенные и подъезженные кони, разумеется, куда дороже.
Вот этот красавчик - 30 000 евро. Самый дорогой конь завода уехал за границу за 60 000 евро.
Основной покупатель конезавода все эти годы был Китай. Границы сейчас закрыты. Если вы дружите с логикой, то догадаетесь, на что я намекаю: ловите момент! Кони, которых рассчитывали продать, остались дома. Расценки на них могут быть куда приятнее озвученных, а заводу нужно как-то продержаться без потерь в уходе и содержании табуна.
Покопавшись в статьях, нашла такую информацию: Китай находится на втором месте в мире после США в конной индустрии, около 3 с половиной миллионов лошадей!
В стране обнародован план развития конной промышленности, поддерживаемый министерством сельского хозяйства. Цель - развитие конного спорта и скачек. Финансируется селекционная работа, тренерская, развиваются конно-спортивные клубы. И все это при поддержке правительства.
Цель - популяризация конного спорта, молодцы Китайцы. Нам бы так, но сегодня конезаводы выживают кто как может и многие закрылись, или на грани разорения.
Ахалтекинцы отличаются большой привязанностью к человеку, но их доверие нужно заслужить. Как всякая чистокровная лошадь, бывают взрывного характера, импульсивные, непростые. Но если контакт случился - это будет верный конь на долгие годы.