– Николай Максимович, мы очень часто слышим истории о том, как будущих артистов очень жестко воспитывают педагоги. Это связано с тем, что так лучше и быстрее доходит информация, или с тем, что они люди творческие и их нужно держать в напряжении?
– Конечно, без жесткой дисциплины нельзя, и как правило ребенок никогда не хочет сосредотачиваться. Например, я был из тех, кто все время смотрел в окно, летал в облаках, и меня за это очень сильно ругали. Потом, когда я стал номером один в мире и стал им очень быстро, я благодарил своих педагогов и все время говорил им, что буду стоять перед ними всю жизнь коленопреклоненным, потому что если бы не их настойчивость, мудрость и «палка», которая в моей жизни была всегда, то ничего бы из меня не вышло.
– А правда ли, что больше всего продираются к более перспективным ученикам?
– Конечно. Это касается всех профессий: когда вы в игре – вами интересуются, когда вы вне игры – на вас просто не обращают внимания. И эта пословица «Если бьет, значит любит», – в данном случае, к сожалению, правдива.
– Вы когда-нибудь сомневались в себе? И есть какой-нибудь совет, чтобы оставаться уверенным в себе?
– Все время сомневался. Если ты не сомневаешься, то ты сумасшедший. Когда я занялся балетом, я все время снимал свои выступления на пленку, я постоянно сравнивал себя с великими и смотрел, что у меня получилось как у них, а что не получилось. И я добивался того, чтобы у меня получалось то, что мне нравилось.
– Если бы у вас появилась такая возможность и большие деньги на то, чтобы придумать или поставить новый балет, на ту тему, которой еще не было, какой бы он был?
– Я очень люблю классический репертуар и я бы с большим удовольствием привел весь классический репертуар в порядок и заставил бы артистов соответствовать ему. Дело в том, что не должен «карлик» исполнять принца, а «коротконогая и короткорукая» артистка танцевать Одетту или Жизель. На главных сценах нашей страны это должны исполнять только те, кто достоин это делать. Вот об этом я большего всего мечтаю.
– Бывали ли у вас в жизни такие ситуации, которые поменяли или разделили вашу жизнь и вас самих на «до» и «после»?
– Да. Это прежде всего связано с предательством, с тем, что тебя подставляют очень сильно и предают твое доверие.
Особенно меня изменило, когда я столкнулся с предательством учеников. Меня об этом предупреждали еще мои педагоги, которые учили меня преподавать. И, кстати, я всем, кто не читал, советую прочитать произведение Данте «Божественная комедия». Это аллегория того, что является грехом во всех конфессиях, и там очень красочно написано об этом. И вот в этом произведении «пояс предателей» находится на девятом уровне, это пояс сатаны, и самый ужасный «котел» у предателей учителей, а возглавляет этот список предателей – Иуда, который предал своего учителя (Иисуса) за тридцать серебренников.
И когда я лично с этим столкнулся, у меня было жуткое разочарование. На протяжении нескольких месяцев за моей спиной человек совершал очень плохие поступки. А так как у меня было огромное количество работы, я просто физически не мог это заметить или узнать. Вообще-то я доверчивый человек, и в моем понимании этого не могло быть.
Но одно дело, когда ты знаешь об этом гипотетически, а другое, когда ты сталкиваешься с этим воочию. И это, наверное, тоже одна из причин, по которой я заинтересовался и начал смотреть сериал «Игра престолов», где одна из важных тем – это предательство, которое там присутствует на каждом шагу.
Это меня очень сильно изменило и я в своей жизни сделал все так, что своих педагогов я никогда не предал. И даже когда они были неправы, я все равно оставался с ними. Я никогда в своей жизни такого не смог бы совершить.