Найти тему

Про уголовную ответственность за наркотики в России, что то здесь не так, или мне это только кажется ? Часть1.

Данная публикация не призывает к нарушению закона, не пропагандирует наркотики и не стремиться разжечь ненависть к органам правопорядка
Данная публикация не призывает к нарушению закона, не пропагандирует наркотики и не стремиться разжечь ненависть к органам правопорядка

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее Конвенция) ратифицирована постановлением Верховным Советом СССР от 9 октября 1990 года N 1711-1 Конвенция вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г. О применении настоящей Конвенции в Российской Федерации см. постановление правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1219. В СССР о такой беде, как наркомания мы не знали. Заметила такое совпаденье… начали бороться с незаконным оборотом наркотиков и страну накрыло наркотиками.

Интересно взглянуть на результат 30-летней борьбы государства с наркотиками. И видим, что колонии наполовину забиты осужденными за незаконный оборот наркотиков. ФСКН и МВД исправно выполняло и выполняет план по посадкам, а зло, которое появилось 30 лет назад, так и не побеждено до настоящего времени, несмотря на жестокую борьбу с этим злом. Мы видим, что за незаконный оборот наркотиков в колонии на огромные сроки (в среднем на 10-15 лет) отправляются подростки, молодые люди, ранее к уголовной ответственности никогда не привлекавшиеся, а вот тех, которые партиями поставляют наркоту в Россию, в колониях не видно.

На мой взгляд неэффективная борьба с наркоторговлей происходит из-за несовершенства законодательной базы РФ. Так, статья 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» позволяет привлекать к уголовной ответственности граждан за употребление наркотических средств, или случайных лиц, не имеющих к незаконному обороту наркотиков никакого отношения, как было с журналистом Иваном Голуновым.

У меня возникла мысль, что в борьбе с наркотиками происходит что то не так, и на эту мысль меня натолкнуло Определение Конституционного суда РФ от 29.09.2016 № 1923-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Костыгова В.В. на нарушение его конституционных прав ст. 228 УК РФ».

По мнению заявителя жалобы в Конституционный суд РФ, норма статьи 228 УК РФ позволяет привлекать гражданина к уголовной ответственности за употребление наркотических средств, которое не образует оборота наркотических средств, не содержит в себе реальной общественной опасности, без установления умысла лица на причинение вреда здоровью других лиц. Лично я согласилась с этим мнением, тогда как Конституционный суд не согласился, ссылаясь на Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которую Россия обязана соблюдать. Конституционный суд в частности ссылался на статью 3 Конвенции.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года перечисляет деяния, совершаемые умышленно, за которые в национальных законодательствах государств-участников должна предусматриваться уголовная ответственность. К таким деяниям пункт 1 статьи 3 Конвенции относит:

а) (i) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции

(ii) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Конвенции;

(iii) хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных в подпункте "i", выше.

Для начала уточним, что такое оборот товара и что такое субъекты оборота товара. Оборот товара – это изготовление, транспортировка, продажа товара, это коммерческая деятельность и индивидуальный потребитель товара не является субъектом оборота товаров. Субъектами оборота товара являются изготовители, транспортировщики, продавцы, то есть те, кто получает вознаграждение, прибыль от этого, но не потребители, которые тратятся на приобретение товара, который им необходим. Никому не приходит в голову хронического больного, приобретающего лекарство назвать субъектом оборота лекарственных средств и тем более привлечь его к уголовной ответственности за оборот некачественных лекарств. Никому в голову не приходит обвинить алкоголика в незаконном хранении паленной водки, если при нем обнаружат бутылку такой водки. Но вот с наркотическими средствами при подобных ситуациях происходит почему то все по другому.

Совершенно очевидно, что потребитель наркотика не является субъектом незаконного оборота наркотиков, а по закону нанесение вреда своему здоровью не является наказуемым деянием. Так например, на пачках с сигаретами откровенно написано, что это яд и табакокурение приводит к страшным неизлечимым болезням. Почему государство разрешает гражданам вредить своему здоровью табаком и проявляет заботу о здоровье граждан когда, это касается наркотиков? Почему изменять сознание алкоголем можно, а наркотиками нельзя, тогда как алкоголь тоже наркотик? Где логика? Но я сейчас не об этом. На мой взгляд запрещать надо все и алкоголь и табак и наркотики.

Так в Определении № 1923-О Конституционный суд указывает, что статья 228 УК РФ составлена в соответствии с Конвенцией, которую Россия должна соблюдать. Но судья Зорькин В.Д., как мне кажется в данном случае слегка лукавит, потому что Конвенция не содержит требования привлекать граждан к уголовной ответственности за употребление наркотических средств, которое не образует оборота наркотических средств и у гражданина нет умысла причинить вред здоровью другим лицам. В Конвенции указано, что уголовная ответственность должна наступать за умышленное деяние перечисленные в Конвенции. В пункте (iii) указано, что уголовная ответственность наступает за хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных в подпункте "i". Каким видом деятельности относящейся к незаконному обороту наркотиков занимается наркозависимый, хранящий при себе наркотик, который желает употребить? Никаким!!! Получается судья Зорькин В.Д. не внимательно прочел Конвенцию и жалобу гражданина Костыгова В.В. и его ответ в Определении № 1923-О является либо заблуждением, либо лукавством.

Если в Конвенции сказано, в каких случаях наступает уголовная ответственность за хранение и приобретение наркотических средств, то в статье 228 УК РФ это не указано. В статье 228 УК РФ не указано, что приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств только для целей сбыта является уголовно наказуемым деянием. Таким образом, если у гражданина случайным образом окажется наркотик, то это не означает, что этот гражданин преступник, необходимо доказать его умысел на сбыт наркотика, чего на практике не происходит.

С точки зрения здравого смысла, наркозависимый, у которого при себе хранится наркотик для потребления не может быть привлечен к уголовной ответственности, вместе с тем колонии забиты именно такими «наркобаронами», потребителями наркотиков, жертвами наркоторговли и осуждены они как за тяжкие и особо тяжкие преступления. Если наркотик обнаружен в значительном размере, наркозависимый, т.е. больной человек наказывается лишением свободы до 3 лет, в крупном размере – до 10 лет, ну а в особо крупном размере – до 15 лет.

Поясню для тех, кто не в теме, что такое значительный, крупный и особо крупный размер. Для героина, например, считается значительным размером 0,5 г, крупным – 2,5 г, а особо крупный от 1 кг и до бесконечности. Но есть такие наркотики, по которым значительный размер – 0,01 г, крупный – 0,05 г, особо крупный – 10 г, а для ЛСД соответственно 0,0001 г – 0,005 г – 0,1 г. Но когда мы слышим сообщение, что человек осужден за хранение наркотиков в крупном или особо крупном размере, то представляем себе, по крайней мере крупный размер, это не менее мешка наркотиков, а особо крупный, это целый грузовик наркотиков. Вот такой обман зрения происходит и в колониях не встречаются осужденные, за хранения хотя бы полмешка наркотиков, а о задержанных грузовиках с наркотиками и подавно не слышно.

Не верите, посмотрите сами таблицу размеров наркотических средств утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002, «ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ, КРУПНЫЙ И ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕРЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТАТЕЙ 228, 228.1, 229 И 229.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Представляете какой соблазн создается для правоохранительных органов, которые борются с наркоторговлей и у которых палочная система отчетности своей деятельности. Какая возможность для них открывается законодателями, для того, чтобы настрогать уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям за незаконный оборот наркотиков. Все наркозависимые, по сущности больные люди, автоматически попадают под эту статью. Вот тюрьмы и забиты наполовину такими «преступниками».

Напрашивается вывод, что в деяниях, предусмотренных статьей 228 УК РФ нет состава преступления и эта статья должна быть отменена. Непонятно, чем руководствовался законодатель разнося деяния, связанные с оборотом наркотиков по разным статьям, в статье 228 УК РФ предусмотрел ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств без цели сбыта , а в статье 228.1 УК РФ предусмотрел ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств.

Вместе стем, ответственность за деяния, которые явно относятся к незаконному обороту наркотиков и которые перечислены в Конвенции в нашем законодательстве отсутствует. Так в Конвенции перечислены такие деяния, как предложение с целью продажи, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества, культивирование опийного мака, растения каннабис в целях производства наркотических средств. Нет ответственности, нет посадок того, кто этим видом деятельности занимается. А может героин через границу эти осужденные по 0,5 г переправляли в Россию?

Считаю, что статья 228 УК РФ должна быть упразднена, а осужденные по этой статье отпущены на свободу. Упразднение статьи 228 УК РФ понудит правоохранительные органы бороться с настоящими наркоторговцами, а не с их жертвами, отпадет необходимость в подбросах наркотиков полицией гражданам, в которых часто обвиняют полицию. Если я не права, пусть юристы меня разубедят в этом.

Жертва борьбы с незаконным оборотом наркотиков

12 марта 2021 года

Читайте также:

Сложившаяся практика в наркоделах позволяет усомниться в законности уголовных дел по наркотикам. Заметки адвоката.

Наркотики на весах правосудия

Борьба с наркотиками это борьба за здоровье нации, как цель оправдывает средства и при этом не достигается ...