Найти тему
АРТ-клиника

Почему все говорят об американском художнике Beeple и причём здесь NFT?

Фрагмент короткого видео "Crossroad" ("Перепутье"), проданного Beeple за $ 582 тыс.
Фрагмент короткого видео "Crossroad" ("Перепутье"), проданного Beeple за $ 582 тыс.

11 марта 2021 года стал особым днём для всего современного искусства. В этот день впервые в истории аукционного дома Christie's была продана полностью цифровая картина. За работу "Каждый день. Первые 5 тысяч дней" американского художника Beeple покупатель заплатил $ 69,35 млн. После этой сделки Beeple сразу вошёл в тройку самых богатых из ныне живущих художников мира, а эксперты заговорили о новой вехе в истории арт-бизнеса.

Сам Beeple (настоящее имя - Майк Винкельманн) был ещё менее сдержан в выражениях. В интервью агентству Reuters он назвал происходящее "сумасшествием", а на следующий день разместил в своём инстаграме пост с картиной знаменитой "Джоконды" Леонардо да Винчи, переработанной в виде пикселей, и сопроводил это подписью: "THE NEXT CHAPTER" ("Следующая глава").

Beeple - делец

Впрочем, художник продаёт свои цифровые работы уже не в первый раз. Сделка с Christie's, очень влиятельным аукционным домом, событие эпохальное лишь потому, что наверняка спровоцирует цепную реакцию среди консервативных арт-дилеров и "легализует" цифровое искусство в их среде. В онлайне же торговля цифровым искусством уже идёт во всю благодаря развитию рынка криптовалют и появившейся в 2017 году технологии NFT.

"Everydays. The first 5000 days" ("Каждый день. Первые 5 тысяч дней"). Этот коллаж из 5000 ранее опубликованных работ был продан на аукционе Christie's за $ 69,35 млн.
"Everydays. The first 5000 days" ("Каждый день. Первые 5 тысяч дней"). Этот коллаж из 5000 ранее опубликованных работ был продан на аукционе Christie's за $ 69,35 млн.

NFT (non-fungible token, или "невзаимозаменяемый токен") - это цифровой актив, который получает в блокчейне (реестре криптовалютных транзакций) статус уникального. Его нельзя разделить или подделать. За ним строго закрепляется владелец, который может продать этот актив другому лицу и получать проценты от последующих перепродаж. При этом вся цепочка владельцев и условия сделок навсегда остаются в блокчейне, что делает технологию NFT почти идеальным способом закрепления прав собственности.

Токенизировать (или превратить в NFT) можно картинку, видео, гиф-анимацию и большинство других цифровых форматов. Именно так поступают продвинутые художники со своими работами. Регистрация и продажа  NFT происходит на специальных криптовалютных площадках: Opeansea, Nifty Gateway, Rarible и других.

Казалось бы, зачем покупать цифровую работу пусть и известного художника, если её можно просто скачать на компьютер и любоваться бесплатно? Ответ прост - скачанная таким образом картинка не будет являться цифровым активом, а купленный NFT в потенциале может принести баснословную прибыль. В декабре прошлого года Beeple продал на площадке Nifty Gateway короткое видео "Crossroad" ("Перекрёсток"), выручив за него в криптовалюте эквивалент $ 582 тыс. А уже в начале марта 2021 года ловкий артдилер перепродал эту же работу за $ 6,6 млн.

Кто же такой этот Beeple? На момент написания данного текста о нём даже нет статьи в "Википедии" (update: вики-статья появилась 13.03.2021), а по факту он уже миллионер и революционер от искусства. Был ли художник известен до бума NFT-рынка или его популярность раздувается именно сейчас теневыми промоутерами криптовалют? Попытаемся разобраться.

Beeple - трудоголик

Первые эксперименты с компьютерной анимацией Майк Винкельманн начал ещё в 2007 году, причём сразу с грандиозного проекта. Художник решил во что бы то не стало выпускать по одному произведению в день и с тех пор не отступал от плана. Проект получил название "Everydays", что в переводе означает что-то вроде "Ежедневно", "Каждый день" или даже "Ежедни", если попытаться сохранить игру слов оригинала. С 2014 года Майк стал выкладывать свои работы в инстаграме. По аккаунту художника можно проследить, как постепенно совершенствовалось его мастерство, как от незамысловатых и однотипных образов он переходил к всё более сложным композициям.

Beeple - сатирик

Со временем искусство Майка Викельманна перестаёт быть оторванным от действительности и становится актуальным. Одно из первых изображений такого рода - флаг Франции, переработанный в стиле кубизма, и размещённый в инстаграме художника 15 ноября 2015 года после терактов в Париже. Под постом - немало тёплых слов от самих французов, благодарящих Beeple за поддержку.

С приходом к власти в США Дональда Трампа Beeple начинает эксплуатировать в своих картинах образы полицейских, видимо, намекая на то, что жёсткая риторика президента и его конкретные агрессивные шаги вступают в явное противоречие с либеральными ценностями простых американцев.

В работе "Outties" ("Торчащие пупки") человек в форме стилизован то ли под гриб, то ли под фаллоимитатор, и стоит в окружении точно такой же сюрреалистичной "растительности". В комментариях к посту подписчики пытаются дать свои трактовки изображению. Кто-то видит "лес дилдо", кто-то считывает метафору о том, что "диктаторы и ненависть растут как грибы". Равнодушных почти нет, а значит произведение в очередной раз попадает в цель.

Что это - актуальное искусство или конъюнктурщина - предмет для отдельной дискуссии. Однако популярность Beeple начинается именно с того момента, когда его произведения становятся художественными высказываниями по актуальной повестке.

ENDLESS MEMORIALS (Бесконечные памятники). Beeple высказывается в поддержку движения "Black Lives Matter" ("Жизни чёрных имеют значение")
ENDLESS MEMORIALS (Бесконечные памятники). Beeple высказывается в поддержку движения "Black Lives Matter" ("Жизни чёрных имеют значение")

Как ценитель научной фантастики Майк Винкельманн всё чаще делает отсылки к проектам Илона Маска, а как демократ не упускает шанса поглумиться над очередным провалом Трампа. Так, после блокировки последнего в Twitter в январе 2021 года за якобы имевшие место призывы к насилию, Beeple изобразил на тот момент ещё действующего президента в виде обнажённого рыхлого андрогина, заклёванного птицами.

Последние картины и видео Beeple наполнены образами массовой культуры, причём в мрачной трактовке, что позволяет рассматривать некоторые его работы как поп-арт, хоррор-арт или даже постапокалиптический поп-арт.

Излюбленные образы Майка Винкельманна - космический рэйнджер Базз Лайтер, гранд-мастер ордена джедаев Йода, а также Шрек, Микки Маус, Пикачу, Марио, члены семейства Симпсонов - в общем самые узнаваемые фигуры американской (и не только) поп-мифологии. Причём контекст, в который помещаются эти фигуры, чаще всего сатирический.

Гигантская голова Пикачу венчает крышу уродливого небоскрёба где-то в японских трущобах. Окровавленный Микки Маус вылезает из черепа человека в маске-респираторе. Эмодзи облепляют пол и стены ветхого полуразрушенного помещения подобно ядовитому грибку.

С миром Диснея у Beeple свои счёты. Мало того, что Микки Маус в его интерпретации - скорее герой ужастика, чем детского мультфильма. Художник использует любой повод, чтобы развеять романтический ореол вокруг диснеевских персонажей. К примеру, когда парк развлечений Disney World после первой волны Covid-19 вновь открыл свои двери для посетителей, Beeple запостил карикатуру, в которой изобразил парк рассадником заразы, что в очередной раз срезонировало с мнением простых американцев. Под постом - более 700 комментариев, в которых художника хвалят за проницательность и высокохудожественную критику "плохих" капиталистов.

Beeple - мыльный пузырь?

О том, что Beeple был известен в американских артистических кругах задолго до бума NFT-рынка, свидетельствует целый ряд фактов. Один из самых убедительных - внимание к художнику со стороны люксового бренда одежды Louis Vuitton ещё в 2018 году. Вдохновившись "футуристической вселенной" художника, представители бренда предложили ему сотрудничество и вскоре устроили эффектное шоу в Лувре, на котором модели выходили к публике в одежде с принтами из его работ.

В то же время настоящая популярность пришла к художнику именно сейчас. И роль в этом евангелистов NFT-рынка очевидна.

Сам Beeple в интервью журналистам признавался, что в начале осени 2020 года на него вышел представитель площадки Nifty Gateway и предложил сотрудничество. Поначалу художник сомневался, но затем согласился токенизировать свои работы и с тех пор ни разу не пожалел.

Продажа NFT-активов сделала Beeple одним из самых богатых, а с момента сделки с Christie's - ещё и самых влиятельных художников современности. В свою очередь, NFT-рынок получил мощнейшую PR-кампанию, а значит финансы потекут в него рекой. Молодые художники, в том числе из России, уже сейчас активно переводят свои работы в NFT и даже зарабатывают на этом неплохие деньги. До конца 2021 года тренд вряд ли изменится. А вот что будет после - сказать трудно. Окажется ли цифровое искусство надёжным объектом для инвестирования или станет одним из самых больших в истории финансового рынка "мыльных пузырей" покажет время.

Денис Макабрин. АРТ-клиника ©

Рекомендуем другие статьи на похожую тему:

Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!