Всего в СССР было произведено 124 промышленных ядерных взрыва (впрочем, некоторые источники дают и большие цифры). С помощью них в СССР создавались подземные хранилища для хранения газоконденсата, воронки для водохранилищ, пытались строить плотину и отработать технологию поворота рек. Много взрывов было предпринято в рамках сейсморазведки недр и в других целях, но не военных, а как говорилось тогда - "в интересах народного хозяйства".
Первый термоядерный взрыв
Первым советским промышленным взрывом стало испытание Чаган, проведенное в Казахстане в 1965 года. Его целью было создание искусственного водохранилища для нужд сельского хозяйства и орошения полей. Взрыв 170-килотонной водородной бомбы привел к образованию вороник диаметром 430 метров и глубиной 100 метров. После этого был создан канал, который соединил русло реки Чаган с этой воронкой. Так на свет появилось озеро Чаган, также известное как “атомное озеро”. Впрочем, была остаточная радиация. Так, по состоянию на 2000 год уровень радиации на берегу превышал естественный фон от 60 до 200 раз в зависимости от места замера..."
Весной того же года начались работы по прорытию каналов для спуска в воронку паводковых вод из реки Чаган. Работа велась очень быстро. Ученые хотели успеть до начала весеннего половодья. Но в итоге, когда все инженерные работы были завершены, на территории Казахстана появился искусственный водоем общим объемом около 20 млн кубических метров.
Советские специалисты понимали, что талая вода может унести в Иртыш осевшую радиоактивную пыль со всего региона, поэтому для предотвращения таких последствий на озере также возвели защитную платину. Как указывают различные источники, в зоне взрыва работало от 180 до 300 человек. У всех впоследствии из-за высоких доз излучения развились хронические заболевания.
Радиация на Алтае
Семипалатинский испытательный полигон, на котором проводили первый ядерный взрыв и многие другие испытания ядерных устройств, растянулся на 175 км с севера на юг и 115 км — с запада на восток. От полигона до границы Алтайского края было приблизительно 150 км.
Первыми испытаниями на полигоне стали надземные и воздушные взрывы — с 1946 по 1962 год. С 1963 года ядерные бомбы начали закладывать под землей. Уже на начальном этапе эксперимент привел к радиационному воздействию на население и радиоактивному загрязнению некоторых территории Алтайского края. Это произошло потому, что первые испытания проводили без учета метеорологических условий: радиоактивное облако летело в сторону Алтая.
На Алтайский край успели оказать свое радиоактивное влияние 48 взрывов. Особенно пострадали Угловский, Рубцовскийй и Локтевский районы. Они подвергались воздействию радиации больше 16 раз каждый.
Благодаря научно-исследовательской программе «Семипалатинский полигон — Алтай» ученые выявили, что эти испытания повлияли на развитие заболеваний эндокринной системы, крови и кроветворных органов, а так же злокачественных образований у населения тех территорий.
В 2017 году Алтайский край занимал лидирующие позиции среди "больных" регионов . На его территории зафиксированы 253,4 тысячи заболевших граждан. Одним из факторов высокой заболеваемости ученые по прежнему продолжают считать последствия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.
Другие «мирные взрывы»
В 1965 году осуществили термоядерные взрывы на территории Башкирской АССР, примерно в 10 километрах от города Мелеуз. Благодаря этому удалось вдвое увеличить объемы добычи нефти. А так как этот способ оказался выгодным, повторяли процедуру ещё несколько раз: в Якутии, Калмыкии, Иркутской и Кемеровской областях, Красноярском крае и других регионах.
Ещё одним самостоятельным проектом стал «Поворот сибирских рек», в ходе которого планировалось вынимать грунт. с помощью ядерных взрывов. До конца проект так и не реализовали, но один из каналов, между Печорой и Камой, попытались создать в 1971 году. Взорвали три ядерных заряда мощностью 15 килотонн каждый. В результате образовался вытянутый кратер, 600 на 300 метров. Эти взрывы показали, что дальнейший ход «операции» невозможен — для воплощения проекта в жизнь потребовалось бы около сотни таких зарядов.
Радиоактивные последствия
Для проектов использовались, так называемые, гражданские заряды. Они отличались от военных крайне низкими показателями остаточного загрязнения. Но даже при использовании таких бомб избежать выброса радиации было невозможно. И это стало понятно еще после реализации первого проекта, «Чаган».
После проведения ряда проектов в некоторых районах Пермской области возрос уровень заболеваемости онкологиями. А в 90-х годах на месте взрывов обнаружили следы плутония-239, период полураспада которого составляет 240 тысяч лет.
В 2001 году Институт промышленных технологий Минатома изучил последствия взрыва во время исполнения проекта «Глобус-1» в Ивановской области и признал, что даже по прошествии 30 лет загрязненность воды и почвы не уменьшилась. Аварийными, во время исполнения которых происходили утечки радиоактивных продуктов взрыва, так же признались «Кратон-3» и «Кристалл».