Титанида Фемида . Тут всё ясно – правосудие. Римляне называли её – Юстиция.
Здесь мы опять сталкиваемся с циклическим временем. Фемида родила трёх сестёр, которые ведали порядком в природе. Они открывали и закрывали облачные ворота Олимпа.
Три другие дочери Фемиды более известны. Они делали циклическое время жестко детерминированным – без возможности изменений.
«Пряха» пряла нить судьбы,
«Судьба» кидала жребий и определяла удел каждого,
«Неотвратимая» перерезала нить судьбы согласно выпавшего жребия.
Миром правили случайность и неотвратимость.
«От меня ничего не зависит», – говорит человек. – «Все уже предрешено!»
«Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!» – зубоскалят фаталисты.
Идея «фатума – судьбы» популярна в искусстве. По крайней мере, – была. Лермонтова написал повесть «Фаталист», в которой главный герой по собственной воле проверяет, заряжен ли пистолет, приставив ствол к голове и нажав курок.
«…как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..» – говорит другой герой повести – Максим Максимыч, умудренный опытом старик.
Кинофильм «Охотник на оленей» получил в 1978 году пять Оскаров.
Один из героев (американец русского происхождения) оказывается во Вьетнаме, попадает в плен, пытается бежать. Пережив психологическую драму, остается во Вьетнаме и зарабатывает тем, что играет в русскую рулетку на деньги в злачном районе Сайгона. Так продолжается несколько лет. За ним приезжает друг, который принимает участие в «игре». Выстрел… полоса везения обрывается.
От кадров и текстов на тему «неотвратимой судьбы», иногда, веет потусторонней жутью. Видимо, поэтому фраза о том, что «Аннушка уже разлила масло» стала нарицательной, и разговоры о том, что к чему в романе «Мастер и Маргарита» – не стихнут еще долго.