— Основной нашей задачей, — рассказывает художник по костюмам Лариса Лебедева, — было не сделать костюмы для проекта старомодными, тяжелыми и топорными. Мы пытались исторически подлинную вещь максимально облегчить для современного восприятия. Поэтому привносили какие-то оригинальные, но уместные штрихи. Например, для одеяний Анфисы специально выбирались прерафаэлитские цвета — яркие и свежие. А стилистика образа Синильги ближе к китайско-маньчжурской, кстати, как и Прохора по мере изменения его жизненного статуса. Это шелк или атлас с подкладками из меха и с использованием вышивок на одежде. У Прохора Громова это можно увидеть еще и в подобии длиннополого халата, который смотрится как костюм, благодаря своей визуальной дороговизне.
Халат с меховой оторочкой
Изменившийся Прохор начинает носить отороченный соболем халат с китайским орнаментом: он приходит постепенно к этому маньчжурскому стилю. Поначалу он как молодой сибирский парень того времени был в одежде из льна или холщовой ткани. Ближе к финалу же мы видим его уже в парадных одеждах — в основном в сюртуках. Мы старались его поздний вид замешать на безумии, на более современной одежде и опять же Китае с Маньчжурией.
Тунгусы
Мы консультировались с настоящим шаманом. Он отметил, что костюм, в котором он у нас снимался, правильный с точки зрения именно шаманизма. Сказал, что он пахнет шаманом! Хотя делали мы его по наитию. Казалось бы, этнографического материала очень много, но ведь в каждом поселении есть свои тонкости и учесть их все невозможно. Мы взяли от реальных костюмов основу. Это «наглазник» из полосок кожи и бахромы из ниток на голове, и «камлайка» — рубаха с пришитыми узорами. Крутили и шили эти узоры порой непосредственно на актерах.
История и художественный акцент
У нас в сериале представлено в основном купечество и в меньшей степени крестьянство. Предметы повседневной одежды купечества в основном были в основном такими же, как у крестьян и мещан, только богаче, лучше по качеству и больше по количеству. Излюбленной одеждой купцов был костюм с поддевкой – коротким кафтаном с застежкой на крючках, часто без рукавов, одевавшимся под верхнюю одежду.
Женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчовая или шелковая.
Мы опирались не только на историю костюма XIX века — еще делали подборку по полотнам художников того времени. Например, Репина, Перова и других передвижников. И ориентировались на их картины при создании одежды для героев экранизации «Угрюм-реки».
#премьера #российские сериалы #первый канал #костюмы в кино