В 1927 году в Буэнос-Айресе состоялся матч между Раулем Капабланкой и Александром Алехиным. Матч, после которого Александр Александрович стал четвертым чемпионом мира и первым советским чемпионом мира.
С 1916 по 1924 года Капабланка не проиграл ни одной партии, что было признано рекордом. Капабланку называли «мыслящей машиной» и «шахматным автоматом в образе человека». До матча в 1927 году Алехин и Капабланка встречались несколько раз, но Алехин всегда уступал чемпиону.
Александр Александрович тщательно готовился: изучал партии Капабланки и анализировал их. Оказалось, что легендарная интуиция кубинца тоже допускает промашки. Если в начале партии все шло великолепно, то в середине Хосе Рауль быстро схватывал позицию и мог пропустить и менее очевидные ходы. В эндшпиле их количество становилось еще больше.
Отплывая в Аргентину, Алехин сказал, что не представляет себе, как сможет выиграть шесть партий у Капабланки. «Правда, — усмехнувшись, добавил он, — я еще меньше представляю, как Капабланка сумеет выиграть шесть партий у меня».
Партия была сложной и напряженной. После первого поражения Капабланка взял тайм-аут и уплыл на яхте в Атлантический океан, чтобы собраться с мыслями.
После объявления о сдаче Капабланкой 34-й партии Алехина на руках пронесли по улицам Буэнос-Айреса. Со всего мира (в том числе и из СССР) в Буэнос-Айрес шли поздравительные телеграммы.
Капабланка был настолько сломлен и подавлен исходом сражения, что не нашел в себе сил ни публично сдаться в последней отложенной партии, ни явиться на заключительный банкет. Он ограничился коротеньким письмом:
Дорогой Алехин! Я сдаю партию. Итак Вы — чемпион мира. Примите мои поздравления. Поздравьте также от моего имени госпожу Алехину. Искренне Ваш Хосе Рауль Капабланка.