Обычный вопрос ипотечного клиента и ответ риэлтора:
Вопрос: Нам нужна ипотека на квартиру за 3 млн., есть ровно 300 тысяч, когда сможем оформить?
Ответ: А дополнительные средства у вас имеются? На оплату всех расходов.
В большинстве случаев ответ ставит клиента в тупик — какие еще расходы? Если вы про расходы на риэлтора по сделке, то да, имеются. А какие еще могут быть расходы?
Тут начинаем с клиентом разговаривать и готовить его к тому, что ипотека только на первый взгляд такой простой и дешевый кредит.
1. Расходы на риэлтора.
Тут все понятно, у каждого свои расценки и, как правило, клиент о них уже знает и готов к ним. Если думаете, что подбор новостроек у риэлторов всегда бесплатный, то ошибаетесь - не все застройщики и не по всем объектам платят риэлторам за клиента.
2. Оценка недвижимости.
При ипотечном кредитовании они обязательна в 99% случаев, раньше Сбер частично кредитовал вторичный рынок без оценки, но сейчас уже от этой практики отошел. Стоимость оценки стартует с 2-3 тысяч и выше, все зависит от того какая квартира, где находится и т. д. Если думаете, что покупая новостройку сможете сэкономить на оценке, то ошибаетесь — она нужна, но после сдачи дома.
3. Страховка квартиры (ежегодно).
Квартиру надо ежегодно страховать. У разных страховых компаний +/- цены одинаковые и составляют примерно 3 т.р. (для примера с данным клиентом). Помимо этого есть банки которые к этой ежегодной сумме прибавляют единовременный платеж 3-5 т.р.
4. Моя «любимая» Страховка жизни заемщика.
Это 10-20 тысяч в год, цена зависит от заемщика (возраст, сфера деятельности, здоровье и т. д.).
5. Страховка от потери работы.
Я не знаю кто ее оформляет, но банки ее активно навязывают, но она очень дорогая, доходит до 30 т.р.
6. Регистрация сделки в Росреестре.
Если идем сами в МФЦ то платим пошлину 2000 (это если не «покупаем» талон к специалисту), а если банк делает электронную регистрацию, то оплачиваем 5-12 т.р. в зависимости от банка. Если покупаем новостройку и застройщик сам делает электронную регистрацию, то она, как правило бесплатная (но пошлину 2000 все-равно надо заплатить)
7. Услуги нотариуса (если понадобятся).
Многие застройщики просят оформить на их сотрудника доверенность на право сдачи документов на регистрацию, т. к. они собирают сразу пакетов документов и идут сдавать все сразу, это им проще, чем ходить с каждым клиентом в МФЦ.
8. Иные расходы
Покупаешь новостройку — скорее всего надо как минимум оборудовать санузел и поменять замки. Переезд тоже стоит денег и т.д.
В итоге получается очень много дополнительных расходов, без которых не обойтись и накоплений в виде минимального первоначального взноса не хватает и остается два варианта: либо копить еще, либо брать кредит в большем объеме. А если вам кажется что можно взять квартиру без первоначального взноса (так обещают некоторые застройщики и некоторые банки), то без накоплений тем более не обойтись — доп расходы надо оплачивать.