В первый раз "новоучинённая" Кавалергардия предстала перед императрицей в день её тезоименитства - 24 ноября 1726 года. С той поры кавалергарды составляют почётную стражу российских монархов не только при коронационных, но и во всех придворных торжествах. При выездах императрицы они обыкновенно сопровождали её верхом, а во дворце в торжественные дни занимали караул.
В это царствование был исполнен давний замысел Петра создать отборный кавалерийский полк для приготовления офицеров в конную службу. 4 декабря 1725 года повелено вновь сформировать Лейб-Регимент (первый раз его учреждали в 1719) на основе Кроншлотского драгунского полка. Полк "сочинили" из одних дворян, он числился первым в кавалерии, но не имел гвардейских привилегий.
В 1726 году Екатерина "нарушила" бессрочность службы, установленной Петром. Именными указами 8 сентября "всемилостивейшая государыня" даровала возможность выхода в отставку нижним чинам, "затрудняющимся продолжать службу по домашним обстоятельствам или по слабости здоровья, с обязательным предоставлением заместителей - рекрут,из видных и способных людей". Безусловно, воспользоваться разрешением императрицы прежде всего могли душевладельцы. Офицерам и нижним чинам гвардейских полков из шляхетства дозволены были и фактически бессрочные отпуска, "чтоб они деревни свои осмотреть и в надлежащий порядок привесть могли". В полках должны были оставаться иноземцы и беспоместные, "которые без жалованья прожить не могут".
Случалось, что отпущенные "в домы" , в деревни свои не ехали, а жили праздно в Петербурге. Таких заботились сыскать, и найдя, штрафовали. Этот указ, объявленный Сенату Верховным Тайным Советом 24 февраля 1727 года, возвращал помещиков в старое доброе время, когда можно было покойно жить в деревне и одновременно считаться на государевой службе.