Найти в Дзене
Быть мамой

Почему я притормозила с "развивашками" малыша в год и 3 месяца.

Чисто случайно наткнулась на интересные статьи о сензитивных периодах и раннем развитии детей.

Привет всем, кто меня читает! 😊

Сравнительно недавно я поймала себя на мысли о том, что я чрезмерно "гружу" своего ребенка (нам 1 год и 3 месяца) развивающими занятиями.

Какой-то план у меня внутри сформировался: в день обязательно собрать пирамидку, потренироваться с сортером и вкладышами, с изучением цветов и сортировкой предметов, почитать книжки, повторить всех известных нам животных, предметов и т.п.

И каждый день действую по этому плану. Вот, с сортером не успели поиграть. Блин. Расстроилась...

А потом поняла, что очень от этого устаю. Скучно становится, нудно. А какого ребёнку, думаю?!

И вот чисто случайно наткнулась на интересные статьи о сензитивных периодах и раннем развитии детей.

Кому не знаком термин "сензитивный период": если простыми словами, то это наиболее благоприятный период для развития тех или иных навыков.

Ключевой мыслью этих статей было то, что за ребёнком нужно следовать, наблюдать, развивать его способности, отталкиваясь от его интересов и склонностей в данный момент времени. Не диктовать ему свой план развития, а позволять самому выбирать траекторию движения.

Ведь все детки имеют свой уникальный путь развития.

К примеру, видим, что малыш заинтересовался водой, тянет ручки, плескается, сажаем в ванную, предлагаем игру в "переливашки" с кружками, ковшиками, тазиками...

И неважно, что он еще "слишком мал для этого", "не дорос" и т.п.

Мне врезались в память мудрые фразы Анны Быковой (психолог, автор серии книг "Самостоятельный ребёнок") на этот счёт:

-2

Важно также, чтобы ребёнок получал свой первый опыт самостоятельности. Проявил инициативу - получил. Вот что говорит на этот счёт Анна Быкова:

-3

А ещё вот эта мысль меня покорила:

-4

В общем, взяла я на вооружение советы опытных психологов и мам и решила отпустить ситуацию.

Нет, я не перестала заниматься с ребёнком. Я просто играла с ним в то, к чему он тянулся. И "влезала" с объяснялками лишь тогда, когда это было уместно.
И я заметила, что процесс обучения проходит так гораздо эффективнее и приятнее!

Буквально на днях мы достали сортер, в который не играли уже несколько дней, и я заметила с какой аккуратностью сыночек стал пытаться вложить фигурки в отверстия.

Он уже не просто брал их в кулак и, не глядя какой стороной, пытался впихнуть. Он держал их пальчиками, обращал внимание, каким краем подности, поворачивал их, пытаясь протолкнуть.

А ведь я этому его не учила!

Но тут у меня закралась ещё одна мысль. Как бы мы не старались, чему бы не пытались научить ребенка, всему, как говорится свое время.

Развитие ребенка - это, в первую очередь, результат эволюции, а не стараний мамы. 
Задача мам номер 1 - не навредить, номер 2 - увидеть и помочь развить сильные стороны своего ребёнка, не "задушить" в нем ростки его способностей к чему - либо, диктуя свой план развития.

А ещё вот такая мысль посетила.

Наш опытный невролог как-то сказала, что массаж нужно делать по показаниям. Массажисты часто присваивают себе заслуги эволюции. Если с младенцем все хорошо, то он и без массажа сам вовремя научится держать головку, сядет, пойдёт. 

Такая простая всем известная истина.

Ключевая фраза здесь - "все надо делать по показаниям", т.е. помогать тогда, когда требуется. Это справедливо и для интеллектуального развития, я считаю. 

Вот такие выводы) Вы согласны?