Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Какие в Библии есть шутки и юмор

Оглавление

Существует представление, что христианство - это безрадостная религия, а в Библии и вовсе нет юмора. Но это не так. Действительно, в истории христианства отношение к экспрессивному смеху было часто негативным. Но христианство не лишено юмора, это справедливо и для Библии - главной христианской книги.

Улыбающиеся Иисусы.
Улыбающиеся Иисусы.

Поиск юмора в Библии сложен, потому что смысл шутки часто зависит от фактов повседневности. Поэтому для понимания юмора в Библии, нужно знать древнюю повседневную культуру библейских времен. Однако библеисты смогли разгадать эту задачу и нашли юмористические моменты в Библии.

Юмор в книге Бытия

Книга Бытия - самая первая в Библии. В ней есть сюжет о том, как Бог пришел к пророку Аврааму и его жене Сарре, сказав, что у них будет ребенок. Сарра посмеялась про себя, потому что ей было 90 лет. Когда у них родился сын, они назвали его Исааком, что переводится как "будет смеяться".

Более скрытая форма юмора таится в игре слов, которую можно видеть в 4 главе. В ней Бог изгоняет Каина за убийство брата в землю Нод. Слово "блуждать" и "Нод" на древнееврейском языке имеют один корень. Это значит, что земля Нод - это и есть странствие. То есть Бог отсылает Каина на вечное странствие, иронически называя это землей Нод. Хотя могут быть и другие переводы.

Юмор в книге Исход

Когда пророк Моисей получал откровение и заповеди от Бога на горе Синае, в это время евреи устали ждать и потребовали от его брата Аарона сделать для них новых божеств. Аарон не оказал им сопротивления и приказал своим людям собрать золотые украшения, из которых затем отлил золотого тельца.

Когда Моисей спустился с горы и увидел, что его народ поклоняется золотому тельцу, то Аарон дал заднюю, ответив ему: "Ты знаешь, как склонны эти люди к злу". Потом добавил, что он просто бросил золото в огонь и вышел телец, мол не он сам создал этого тельца. Довольно забавная ситуация.

Аарон и золотой телец.
Аарон и золотой телец.

Сатира в книге Притч

Примеры социальной сатиры можно увидеть во многих отрывках книги Притч. В 6 главе есть стих, обращенный к неверным мужьям: "Разве можно за пазуху взять огонь и не прожечь одежду?" Данный стих показывает, что супружеская неверность всегда оставляет следы.

"Бедных не любят даже их соседи, а у богатых много друзей" - в этом отрывке высмеивается эгоизм людей. Подобное есть в отрывке про щедрых людей: "Многие заискивают перед правителем, и дающему подарки всякий друг".

В Ветхом Завете много других книг с юмористическим содержанием: Книга Ионы, Книга Иеремии, Книга Судей, Экклезиаст. Но также стоит сказать о Новом Завете.

Юмор в Новом Завете

В проповедях Иисуса есть много иронии и высмеивания. В Евангелии от Матфея он обращается к фарисеям с забавной гиперболизацией: "Слепые поводыри! Вы отцеживаете комара из вашего питья, а верблюда проглатываете".

Большинство книг Нового Завета составляют послания апостола Павла. В них он много шутит во время проповедей и обращений. Так, во 2-м послании к Коринфянам он говорит: "Надеюсь, вы готовы немного потерпеть мою глупость. Потерпите, пожалуйста!" Павел тешится над "мудростью" мудрых, выставляет апостолов "глупцами" мира сего, не зря в 1-м послании к Коринфянам Павел говорит, что христиане проповедуют распятого Христа - для эллинов безумие.

Апостол Павел.
Апостол Павел.

В 20 главе книги Деяний описана история, когда Павел вел свою долгую проповедь, из-за чего молодой человек по имени Евтих, сидя на окне и слушая Павла, уснул, упал с третьего этажа и умер. Павел, узнав об этом, спустился и оживил Евтиха. В этом отрывке высмеиваются долгие проповеди Павла.

В 12 главе Деяний есть комичная сцена, когда апостол Петр пришел в дом некой Марии и стал стучать в дверь. Его встретила служанка Рода и от радости побежала сообщать жителям дома, что к ним пришел Петр, однако она забыла ему открыть дверь, а Петр продолжал стучать.

Подобных примеров в Библии множество. Есть строки, где смех расценивается как что-то негативное, но они имеют свой контекст и их нельзя понимать как лейтмотив всего библейского текста.

-4