Найти тему
Роман Хабарский

Ктитория - богоугодный бизнес, помогавший распространять православие.

Если набрать в поисковике слово 'ктитория' , то вам не покажут никаких словарных статей или странички в Википедии, словно и термина такого не существует. Что-то ещё можно узнать и о чём-то догадаться, поискав информацию по 'ктитору', но кому ж такое в голову на равном месте запрыгнет?

Обозревая исторические древние времена, даже пытливый ум не задается вопросом - откуда столько церквей и монастырей возникло и построилось за довольно короткое время? Скорее всего, полагает этот ум, некий князь ввёл христианство, увидел необходимость наличия храмов, репу почесал и приказ выпустил - "а теперь все идут тесать камни и месить раствор!", вот и начали народы 'стройку века'.

Хотя на самом деле что-то в первое время и было воздвигнуто за счет казны, а потом и на средства богатеющей Церкви. Но по большому счёту значительная часть сакральный недвижимости являлась собственностью коммерческих предприятий, которые собственно и назывались 'ктиториями'.

В чем это заключалось? Ну, как обычно, какой-то человек, вкладывал свои или собранные средства в строительство храма или организацию монастыря и пожизненно являлся получателем всей его прибыли. Звался этот индивидуум 'ктитор'. Когда он помирал, то предприятие продолжало отдавать доходы его наследникам.

-2

Любой при желании может убедиться, что всё написанное выше это не только не фантазии, но информация, которая самой Церковью зафиксирована. Просто не рекламируется почему-то.

Совершенно естественно, что, как и при всякой коммерции, проект мог прогреть. И вот тогда, а так же в случае отсутствия наследников при кончине ктитора, ктиторией полностью овладевал епископ данного региона.

Вложить деньги в ктиторию было довольно благоразумным поступком. Во-первых, это богоугодно, а во-вторых, не облагалось налогами. Даже монголы не обременяли монастыри и храмы.

В итоге, ко времени правления Ивана Третьего это явление приняло совершенно гигантский масштаб. Царь увидел, что, пожалуй, церковной недвижимости возведено уже прилично, христианство крепко встало на ноги и лавочку прикрыл. Историки много пишут, что, мол, Иван реквизировал решительно большую часть церковных земель. Но на самом деле то были земли ктиторий. Особенно не повезло новгородским боярам, ибо почти за каждым новгородским монастырем стояла фигура крупного боярского клана. Вот их в первую очередь и укоротил царь.

-3

При этом и церкви и монастыри вполне себе сохранились, просто перестав быть ктиториями. Того, что было оставлено священникам и монахам, было вполне достаточно, как для прожития , так и для исполнения религиозных обязанностей.

Хутынский монастырь - шикарная ктитория, не правда ли?
Хутынский монастырь - шикарная ктитория, не правда ли?

Вот уж не знаю почему, но Церковь стеснительно обходит вниманием свой такой успешный проект. И это странно. В сравнении с крещением огнем и мечом, которого как раз не особо конфузятся, донесение Евангелия при помощи коммерции уж точно более по христиански и гуманно.