1. Мир полон движения. Движение бросается в глаза каждому, кто их раскроет. Для осмысления феномена движения и существует время, мера движения. При этом надо учесть, что движение стали понимать как изменение вообще по крайней мере ещё со времён Аристотеля: в его «Физике» рассматривается движение любое, а не только механическое.
То или иное изменение может быть так или иначе измерено. Последовательность изменения, его процессуальность, этапность, стадиальность измеряются временем.
2. Каковы условия отсутствия времени? (1) Когда нечему меняться, изменений не будет. Не будет и времени. Ничто не меняется. Времени в ничто нет. (2) Когда все изменения завершены и мир достиг полноты бытия, не требующего больше никаких изменений. Времени у полноты бытия нет. (3) Мир как тождество бытия и ничто есть становление. Здесь, в становлении, время властвует сполна. Но становление — процесс, долженствующий когда-то начаться. Вот точка начала, когда есть бытие, ничто к нему подтянулось, а процесса ещё не началось, есть точка и отсутствия времени, и его начала. Это — точка начала отсчёта времени. Она принципиально и временная, и вневременная. Погранично принадлежит и бытию, и ничто. (4) Точка завершения процесса есть, одновременно, точка завершения отсчёта времени. Эта точка также пограничная: временная потому, что в ней завершается время; вневременная потому, что она — начало вечности.
Таким образом зафиксированы два массива, где нет времени; и две точки, где и время есть, и времени нет.
3. Не мир, готовый к становлению, не мир ставший, но мир становящийся есть полноценная область приложения времени как меры изменений. При этом неважно, (1) целиком ли субъективно понимается время, как сугубо человеком изготовленная линейка: сам мир каков — неизвестно, а вот является он нам во временной, последовательно разворачивающейся, форме. Или время понимается (2) целиком объективно, как принадлежащая самому становящемуся миру его мера, человеком, интересующемся который час, лишь абстрагируемая и от человека по существу не зависящая: лунные циклы, — от которых зависит существование всего живого на Земле, а не только самочувствие прекрасной половины человечества, — складываются движением в космическом пространстве трёх тел (Солнца, Земли и Луны), периодически меняющих расположение друг относительно друга (то Луна располагается между Солнцем и Землёй, то Земля — между Солнцем и Луной). Сия полная объективность тоже неважна. Всегда во времени должно присутствовать (1) что-то от измеряемого им, то есть от становящегося мира; и (2) что-то от измеряющего, то есть от сознающего меру изменений и прилагающего её к меняющемуся миру.
4. Движение мира во времени похоже на кусок мрамора, сам превращающий себя в прекрасную (надеюсь, прекрасную) статую. Неподвижный в начале процесса мрамор, неподвижен и в конце. Достигший в шлифовке времени совершенства и благородного блеска мир больше не нуждается в движении. Время кончилось. Теперь мир в вечности. Но вечность — не новое состояние, в котором теперь начнёт пребывать мир. Иначе переход в вечность должен был бы мыслиться как неизбежно и принципиально временной. Вечность не нарост на времени. Вечность существовала всегда, иначе она не вечность. «Время — подвижный образ вечности» (Платон), целевая причина движения мира (Аристотель). А вечность — собранное в одну точку время, то есть изменения, мыслимые как мгновенные, нерастянутые, непроцессуальные.
5. Если изменения (l) имели место быть, то существует и мера изменений — время (t). Применённая к изменениям мера позволяет исчислить скорость изменений (v):
v=l/t.
В начале процесса становления мира v=0. В середине процесса становления скорость может быть разной: от 0 до ∞, но остановка не должна мыслиться как абсолютная потеря процессом скорости, ибо какие-то изменения в мире уже совершились, поэтому если мир не вернулся в начальную точку своих изменений, то остановка лишь замедляет процесс в целом, снижая его среднюю скорость. Что касается скорости бесконечной, то, в отличие от остановок, которых может быть множество, достигнута она может быть лишь однократно, ибо при v=∞ все изменения свершаются мгновенно и не нуждаются больше во времени. Они могут лишь повторяться, что будет свидетельствовать о рефлексии мира, снова и снова просматривающего историю своего становления. При v=∞ мир от видимого самодвижения переходит к невидимому самомышлению.
Снижение скорости изменений с бесконечной на какую-либо конечную мыслимо как дурной каприз мира, его самодеструкция и его же собственное членовредительство, в котором он победно выступает субъектом, поражая себя как объект.
6. Как у мира в целом, так и у каждой его части имеется лик в зерцале вечности — идеал, к которому мир или его части стремятся во времени: то, каков мир и его части при всех свершившихся изменениях. Встреча с образом твоего идеала во времени есть чудо. Чудо — необходимый феномен для ориентации движения во времени. Если чуда с тобой так и не случилось, ты прожил и проживаешь слепую, как кишка, жизнь, каким бы умным и успешным ты себе ни казался. И, вероятно, наполнение твоей жизни не слишком отличается от наполнения сего важного канала в организме твоей личности.
С тобой не было чуда? — Несчастный говнюк!
2016.03.12.