Хорошо ли сегодня жить и работать на селе? Можно долго и нудно описывать трудности сельской жизни. В каждом регионе есть программы социального развития села, в которых до сих пор приоритетными направлениями остаются: строительство дорог, газификация и водоснабжение сел, оказание медицинской помощи и другие жизненно-важные вопросы. Это говорит о многом и, в том числе, о том, что до сих пор сотни тысяч людей живут в условиях бездорожья, с печным отоплением, колодцами и другими прелестями деревенской жизни. Хорошо, если ты молод и здоров, ты можешь позаботиться о себе, о семье, но как быть, если наступает старость, одиночество, появляются проблемы со здоровьем, когда нет сил сходить за продуктами, купить лекарства, почистить снег и принести воды из колодца, и т.д. На помощь приходят социальные службы. Наверное, не нужно объяснять, чем отличаются условия работы социальных работников в городе и на селе, вроде бы те же самые услуги: купить и доставить продукты, лекарства, убраться в доме, приготовить еду, помочь в госпитализации, проследить за состоянием здоровья - эти и многие другие услуги входят в обязанности социального работника, но в условиях села не всегда можно в аптеке найти нужные лекарства, да и аптеки есть не в каждом селе. То же самое и с продуктами и товарами первой необходимости. А еще нужно принести воду, наколоть дрова и истопить печь, почистить снег во дворе. Весной, в половодье, когда некоторые села отрезаны от внешнего мира, социальные работники рядом со спасателями: доставляют населению продукты и товары первой необходимости, оказывают содействие в переселении из затопленных домов, оказывают психологическую помощь и многое другое.
При этом размер заработной платы работников социальных служб не очень велик. Дополнительным стимулированием работы социальных работников на селе являются меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством и за счет средств субъектов Российской Федерации. Наиболее действенной мерой является предоставление работникам социальных служб, работающим на селе мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ.
В большинстве субъектов Российской Федерации эта мера социальной поддержки предоставляется в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее - Компенсация). Предлагаю рассмотреть этот вопрос на примере Свердловской области.
Право на получение Компенсации закреплено в Законе Свердловской области от 03 декабря 2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», она предоставляется работникам организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах. Таким образом, правовое значение для получения Компенсации имеет место нахождения организации или ее обособленного структурного подразделения, а не место жительства работника. Например, организация социального обслуживания находится в городе Алапаевске, а отделение социальной помощи на дому, являющееся структурным подразделением организации расположено на территории поселка Махнево и обслуживает население этого поселка. Работники указанного структурного подразделения имеют право на получение Компенсации независимо от того, проживают ли они в городе Алапаевске, поселке Махнево или ином населенном пункте. Далее, законом предусмотрено, что организации социального обслуживания должны быть в ведении Свердловской области. Это означает, что Компенсация предоставляется работникам областных государственных организаций социального обслуживания всех типов (автономных, бюджетных, казенных). Кроме того, Компенсация предоставляется работникам организаций социального обслуживания, оказывающим услуги в стационарной, полустационарной формах и на дому. К таким организациям относятся дома-интернаты, пансионаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и другие организации, предоставляющие социальные услуги населению в поселках городского типа и сельских населенных пунктах.
Возникает вопрос, предоставляется ли Компенсация работникам негосударственных организаций социального обслуживания, работающим в аналогичных условиях? К сожалению, такое право на получение Компенсации у работников негосударственных организаций социального обслуживания отсутствует. Федеральное и региональное законодательство о социальном обслуживании предусматривает право негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций оказывать социальные услуги за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг, для государственных нужд. Наверное, было бы справедливо распространить действие закона о выплате Компенсации на работников негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги на селе, выполняющих «государственный заказ», однако, - это воля законодателя.
Далее рассмотрим перечень работников организаций социального обслуживания, которым предоставляется Компенсация. Законодательством установлено четыре категории работников, имеющих право на ее получение:
1. Руководители организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области:
директор; заместитель директора; заведующий (отделом, отделением, кабинетом, лабораторией).
2. Работники медицинской службы:
врач-специалист; главная медицинская сестра; зубной врач; старшие: фельдшер, акушерка, медицинская сестра; медицинский психолог; медицинская сестра (в том числе по диетическому питанию и кабинета физиотерапии); лаборант; инструктор по лечебной физкультуре; медицинский регистратор; медицинский дезинфектор; медицинский статистик; фармацевт; акушерка; фельдшер.
3. Работники учебно-воспитательной службы:
воспитатель; инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий; инструктор по трудовой терапии; инструктор по труду; мастер производственного обучения; библиотекарь; музыкальный руководитель, культурный организатор, аккомпаниатор; педагог-психолог; педагог-организатор; педагог дополнительного образования; социальный педагог; учитель; преподаватель; учитель-дефектолог; учитель-логопед; логопед.
4. Работники-специалисты:
специалист по кадрам; юрисконсульт; программист; психолог; социолог; специалист по социальной работе; социальный работник; сурдопереводчик; физиолог; инженер; шеф-повар (заведующий производством).
Какие расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг входят в состав Компенсации?
Компенсации подлежат следующие расходы (в пределах установленных законодательством норм и нормативов):
1) плата за наем и (или) плата за содержание жилого помещения;
2) взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ;
3) плата за коммунальные услуги.
Нормы и нормативы, в пределах которых возмещаются расходы по оплате услуг ЖКХ, порядок предоставления Компенсации, а также право на Компенсацию работников организаций социального обслуживания, работавших на селе, при выходе на пенсию читайте в следующей части статьи.
Уважаемые читатели!
Если у вас возникли вопросы по публикации, либо вы имеете собственное мнение по данному вопросу, предлагаю обсудить их на моем канале. Если вас интересуют другие вопросы, касающиеся социальной защиты населения, с удовольствием на них отвечу. Если вы изучаете «Право социального обеспечения» в высшем или среднем профессиональном учебном заведении нужную вам информацию можете найти на моем канале. Подписывайтесь на мой канал.
Если мои публикации вам нравятся, поддержите меня лайком.