Здравствуйте Друзья! С Вами Никжеорыс ЙокчоварпS.O.S!
Сегодня у нас разговорчик про звук. Про то, как делать Аудиофильский усилитель и вообще зачем он нужен?
Должен так же предупредить, что Аудиофильство это одно из направлений этого канала. Тут есть и другие. Тут и Ардуино, и 3д печать, и конструкции медицинского назначения.
Аудиофильство здесь носит 2 цели.
1. Отдохнуть и стресс снять.
2. Педантично разбираться со спорными узкими моментами конструкций, которые еще не описывает математическая, да и базово-теоретическая, модель знаний о поведении схемотехники.
Ведь Аудиофильство этим и хорошо. Мы педантично изучаем тонкие уязвимые моменты, делая это в ритме бодрой музыки. И при этом на рабочем месте. Да еще и с правом включить погромче, и подддав басы.
Т.е. атмосферка-то для изучения вопросов самая что ни на есть приятная.
Вот по этой причине оно нам тут и нужно.
На самом деле я очень сильно хочу, чтобы знания которые вы здесь почерпнете, экстраполировались у вас как минимум на технологии замеров пульсаций человека.
Т.е. на медицинскую электронику и обеспечение точности ее работы, при снятии данных с человека.
А возможно и для систем контроля детонации вращения турбин в самолете по звуку. Чтобы не выпустить его в тот полет, где у него что-то пойдет не так.
Поэтому Аудиофильство это хорошо. Но развлекаться делая усилки методом тыка по чужим схемам мы тут не будем!!!
За это я сверлодер пангалактической масштабности кой куда примастырить могу!!!
Тут мы будем педантично выявлять специфику работы каждой детальки в конструкции. И выявлять по приборам каждое изменение звучания.
Как минимум научимся создавать правильные тестовые условия, и формировать нужный тестовый сигнал. Ну и замерять его, выявляя услышанное различие.
А не только КНИ на одной контрольной частоте замерять и думать, что у нас в колонке из 3х динамков, басовик и пищалка, точно такой же уровень его выдают.
Эти идеалистические фантазии это не сюда. Здесь за такое сверлодер примастырят!!!
Если есть КНИ, будь добр его АЧХ минимум по 3м гармникам построить. И минимум по 5 амплитудам.
Этакий многомерный 4х лучевой график в 3х плоскостях.
*****************************************************************************
Сегодня у нас введение. И поэтому нам нужно поговорить об одной важной штуке.
Что делать если куча народу говорит, что разница в звуке есть, при тех или иных конструкционных изменениях, а вот ваши уши ее не слышат.
Вот как быть?
Тут есть история. Был один гитарный мастер в 60х. Делал хорошие акустические гитары. С богатым масштабным звуком. И вообще славился солидным уважаемым специалистом в профессии.
Но его во время Второй Мировой кантузило. И слух так и не восстановился. Он с людьми-то нормально разговаривал. А вот по части музыкального звука - медведь на ногу на ступил. Т.е. на ухо.
Ну там как дело было. Он мастером еще до войны стал. Вот с нее вернувшись и продолжил. Тем более, что после войны такие крупные изменения в ее конструкции случились.
Там какая история. Изначально струны у гитары были из кишок домашних животных.
Из кроликов и курочек. Причем и обмотку басовых струн делали из этого же материала. Она повышает вес струны не изменяя гибкости. Т.е. при том же натяжении дает более низкий тон. При сохранении динамических характеристик струны.
Но эти же кишки использовались тогда для производства хирургической нити. На которую во время войны сами понимате был приоритетный спрос. На гитары не оставалось.
И вот один настройщик роялей однажды поставил на гитару лопнувшие рояльные струны.
Так и появились гитары с металлическими струнами.
А еще позже, уже после войны, придумали ставить нейлоновые струны.
У них, в отличие от металла, у которого показатель гибкости совсем другой, более жесткий, нежели у оригинальных струн, подвижность даже чуть больше, но прям на чуть чуть. Т.е. они максимально похоже звучат.
Хотя оригинальные, а они сейчас есть, дают более звонкий и яркий звук. Но разница не сильная. Поэтому нейлон был признан Академической школой.
Так вот наш дядечка, он со своим слухом чего делал. Он брал генератор и осциллограф. И по микрофону подбирал нужные ноты в звучании передней деки гитары.
Генератор использовался, чтобы задать опорную частоту, с которой должны были совпасть кратковременные всплески амплитуды на втором луче осцилографа, при ударе по передней деке гитары.
И у него получалось. Его репутация Мастера была сохранена, хотя он и работал по приборам.
*************************************************************************
В общем что делать если разницу найти нужно, а уши пасуют? А классические измерения ничего объективного не сообщают, от слова вообще?
Все просто. Нужно взять схему которая ее создает. Взять 2 магнитофона, или чего современного.
И сделать 10ю копию сигнала. Т.е. вы воспроизводите музыку, прогоняете ее через этот тракт, записывате. Потом воспроизводите записанный вариант, и снова прогнав, записываете. И так 10 раз.
Ну и для контроля 10ю копию без вашей схемки. Чтобы искажения самих магнитофонов записать, без исследуемого тракта.
А потом сравниваете 2 полученных записи. Если в вашей схеме задирается чуть чуть серединка, то в 10 копии она уже будет торчать.
Если заваливается верх - то он провалится.
Если что-то с басами, то это тоже вылезет.
Станет слышнее.
*****************************************************************************
Но этот способ еще не самый надежный. Хотя в текущих реалиях возможности второго вызывают некоторые трудности.
Но есть способ еще однозначнее дающий результат.
Давайте смоделируем условия, когда нам нужен, реально нужен, 100 процентно достоверный результат.
Вот представте ситуацию, вот детонация вращения колеса. Не сильная. В автомобиле она нас не беспокоит.
В часовой стрелке наручных часов вообще по барабану.
А вот при записи музыки. Вот тут она вылезает. Тут уже критичность выше.
А потом мы изобретаем жесткий диск для компа. Или турбину самолета. Но к этому моменту музыка заставила человечество разработать системы борьбы с детонацией. Уже были опыт и наработки.
Благодаря Аудиофильству.
Ведь в музыке это было наиболее востребовано лет за 20-30 до возникновения востребованности другой, более важной промышленностью.
Но как быть например с колонками? Где здесь создать подобную потребность в точности?
Ведь если звук басовитее оригинала это приятно. Если верха больше, и он мягче - это тоже приятно.
Как создать хотелку стопроцентной точности? Вот именно психологическую.
Все просто. Нам нужны шумные соседи, и ночь. Когда завтра на экзамен. Или на важное совещание на работе. Или на презентацию, после которой повысят и в должности в зарплате.
Да да!!! Противофазная глушилка соседского шума. Вот что нам нужно со стопроцентной точностью воспроизведения исходного сигнала.
Вот это и есть условия максимальной потребности вс топроцентной достоверности!!!потрескиваний, постукиваний, а то еще и каких более напористых и неприятных звуков.
Вот это и есть условия максимальной потребности в стопроцентной достоверности!!!
Проверка тракта противофазой.
Ведь тут любое постороннее шуршание в полной тишине слышно будет. Тут нет максировки шума полезным сигналом. Тут любой посторонний шум слышен. Потому-что в воздухе нет ничего кроме этого постороннего шума.
С этой технологией одна проблема. Сегодня колонки до сих пор не достигли уровня когда это возможно. У них до сих пор сильные расхождения фазовых характеристик во времени.
А вот усилитель можно и проверить. Подаете сигнал на вход. Снимаете с выхода, нормализовав по громкости к входному сигналу.
Да подаете в диф-каскад операционного усилителя, источник в прямой вход, а выход усилителя в инверсный, и смотрите, что на выходе будет.
**************************************************************************
Я думаю для введения достаточно. Сейчас самое главное сформировать агрессивные приемы проверки техники.
На самом деле роль Аудиофильства она в том, что при достоверном звуке, у усилителя есть артефакты которые нужно маскировать. И есть разные способы маскирования.
Они и дают разный звук, но он приятнее, чем искажения изначальные.
Но об этом поговорим более подробно уже в другой статье.
На сегодня самое главное изложил.
В ближайшие 2-3 статьи обещаю перейти к практическим темам. К тому как работает транзистор, и как из него сделать усилитель.
Разберем какие классы усилителей бывают. Кто такой Класс А, АБ, Б и Класс Д. И соберем несколько простых схемок, чтобы понять как они работают и заодно их послушать.
Обещаю выложить файлы с музыкой, для тех кто не будет собирать простые схемки на макетных платах вместе со мной.
Спасибо, что дочитали!