Найти тему

О виртуальной реальности мечтали еще в средние века...

Виртуальная реальность — это технология, которая позволяет человеку погрузиться в искусственный мир. И хотели этого люди очень-очень давно.

Цель виртуальной реальности - заставить мозг поверить в то, что какой-либо объект реален, даже если это не так.

Например, есть известный пример из раннего кинематографа, мы видели его в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". В нем показал поезд, идущий прямо на камеру. Люди, которые никогда раньше не видели фильмов, отреагировали на кадры так, как будто это действительно поезд, а не просто его изображение. И хотя это не виртуальная реальность, но это пример того, как определенные образы влияют на наше восприятие реальности, по крайней мере, до определенной степени.

Еще одна попытка погрузиться в иллюзорный мир - это панорамные картины (360 градусов) из девятнадцатого века. Они должны были заполнить все поле зрения зрителя, заставляя его почувствовать себя присутствующим на каком-то историческом событии или сцене.

Есть и более ранние примеры. Еще в средние века создавались вогнутые фрески с целью вовлечь человека в происходящее на изображении. Леонардо да Винчи считал, что левый и правый глаза будут видеть разные изображения, и объект, помещенный перед картиной, для каждого глаза будет закрывать немного разные ее части. (Кстати, когда пойдете на выставку, встаньте перед картиной, закройте один глаз, найдите расстояние, с которого ее видел художник, и, если это хороший художник, картина станет объемной).

Более близкое к привычным нам VR-очкам устройство (стереоскоп) появилось в начале 19 века.

Основные принципы стереоскопического (двоичного) зрения были задокументированы сэром Чарльзом Уитстоном, который в 1840 году был награжден за объяснение бинокулярного зрения. Это исследование привело его к созданию стереоскопа.

Зеркальный стереоскоп Уитстона. Изображение: Википедия
Зеркальный стереоскоп Уитстона. Изображение: Википедия

Он использовал пару зеркал под углом 45 градусов к глазам пользователя, каждое из которых отражало изображение, расположенное сбоку.

Исследование Чарльза Уитстона продемонстрировало, что мозг обрабатывает различные двухмерные изображения каждого глаза в единый трехмерный объект. Просмотр двух расположенных рядом стереоскопических изображений или фотографий через стереоскоп дал пользователю ощущение глубины и погружения.

Десятью годами позже ученый Дэвид Брюстер усовершенствовал дизайн прибора, создав портативное устройство, которое можно было поднести к глазам. Более того, фотография была изобретена недавно, а это означало, что стереоскоп Брюстера мог отображать не только грубые рисунки, сделанные рукой, но и яркие изображения, снятые из реальной жизни.

Стереоскопический прибор 1890 гг. Источник: https://galaxy.gmu.edu/cds301/wics1264.pdf
Стереоскопический прибор 1890 гг. Источник: https://galaxy.gmu.edu/cds301/wics1264.pdf

Принцип действия стереоскопических очков заключался в помещении двух картинок, изображающих одну и ту же ситуацию с разных положений в пространстве, в разные окуляры.

Запатентованные много позже стереоскопы (уже в первой половине 20 века) использовались для «виртуального туризма».

Источник: https://www.vrs.org.uk/virtual-reality/history.html
Источник: https://www.vrs.org.uk/virtual-reality/history.html

В 1922 году в Лос-Анжелесе был продемонстрирован первый 3D фильм.

Установка из двух киносъёмочных аппаратов была разработана продюсером фильма Гарри Фейроллом и кинематографистом Робертом Элдером — каждый аппарат снимал свою часть стереопары на чёрно-белую негативную киноплёнку. Фильм демонстрировался двумя кинопроекторами . Таким образом, это был первый случай применения двухплёночной системы и первый случай применения стереоскопических очков.

Успеха фильм не имел и был показан в 3D-версии только для участников и прессы. Сам фильм считается утерянным.

Первая 3D-камера, 1922 год. Источник: Википедия
Первая 3D-камера, 1922 год. Источник: Википедия

В 1930-х годах в рассказе писателя-фантаста Стэнли Г. Вайнбаума («Очки Пигмалиона») содержалась идея очков, которые позволяли владельцу видеть и участвовать в вымышленном мире, что уже удивительно похоже на современную виртуальную реальность.

В середине 1950-х годов кинематографист Мортон Хейлиг разработал устройство Sensorama, первую стереомашину, воспроизводящую кино на стереоскопическом экране и стереозвук, с виброкреслом для имитации вибрации (например, тонущего корабля или обвала в горах), установкой для имитации различных запахов и эмулятором атмосферных явлений.

Sensorama Хейлига.  Изображение: Википедия
Sensorama Хейлига. Изображение: Википедия

Чуть позже появились очки-телевизор, позволяющие принимать телепередачи и воспроизводить их на двух небольших кинескопах.

Очки-телевизор Хьюго Ге́рнсбека
Очки-телевизор Хьюго Ге́рнсбека

И примерно в это же время - в 1968 году был создан прототип первого компьютерного шлема виртуальной реальности, отслеживающего движения головы и названного "Дамоклов меч".

"Дамоклов меч" Айвена Сазерленда. Изображение: http://virtualland.ru/
"Дамоклов меч" Айвена Сазерленда. Изображение: http://virtualland.ru/

Последующие события в сфере создания устройств, концепций и ПО виртуальной реальности происходили одно за другим.

В 1982 г. была создана первая в мире лаборатория, занимающаяся исследованием и разработкой устройств виртуальной реальности.

В 1985 г. – виртуальный шлем NASA

Тогда же VR внедряется в машиностроение

И только в 1990 гг. появились первые VR игры.