Некоронованный чемпион мира родился в апреле 1810 года. Говард - внебрачный сын графа. Он не получил родовых привилегий. На совершеннолетие отец дал 1000 фунтов, с условием, что это его последняя помощь. Стаунтон чувствовал себя ущемленным. Шахматы стали его возможностью доказать, что даже человек без титула может добиться уважения.
В подростковом возрасте он начал увлекаться литературой и театром, читал Шекспира. Учился в Оксфорде, но образование не окончил.
В 20 лет, работая репортером, случайно познакомился с шахматистами. Шахматы захватили его. В них не важны деньги, титул, привилегии. Победителя уважают вне зависимости от условий рождения.
9 лет Говард Стаунтон шел к тому, чтобы стать в один ряд с сильнейшими игроками мира: Сент-Аманом, Поппертом, Уокером. В 1840-х он обыграл своего учителя, Попперта , со счетом +10-5=6
В 1843 году Говард прибыл в кафе «Режанс» (которое дало название стилю шахматных фигур, подробнее читайте тут ) на матч с Сент-Аманом. Началась «Великая шахматная битва между Англией и Францией». Вся Франция болела за Сент-Амана: победы (4) преподносились как высочайшее шахматное искусство, поражения (7) – как досадные ошибки из-за усталости. После матча Сент-Аман написал Стаунтону: «Я рассматриваю ваш успех как чистую случайность». Говард предложил повторить матч, но он так и не состоялся.
Говард Стаунтон находился в центре шахматного мира. Его властные манеры и повелительный тон отталкивали людей. При этом он очень болезненно реагировал на каждое мнение о нем, с которым он был не согласен. Публиковал ответы в газетах, журналах.
С 1845 года маэстро вел шахматную колонку для «Illustrated London News», которой занимался до конца жизни. Говард активно продвигал шахматы: играл матчи по телеграфу, написал книгу «Справочник игрока», на которой учились целые поколения шахматистов. Сенсацию в Старом Свете вызвала женитьба Стаунтона, который заключил союз с дамой, у которой было восемь детей от первого брака.
В 1847 году в Лондоне вышел в свет дебютный учебник Стаунтона — его знаменитый "Хендбук». Только в одном Лондоне за семьдесят лет она выдержала 18 изданий! Два года спустя Стаунтон опубликовал труд, в котором собрал партии трех своих главных матчей. ___________________________________________________________
ВКЛАД В ИСТОРИЮ ДЕБЮТОВ:
ГАМБИТ СТАУНТОНА:
В честь него назван гамбит в голландской защите, начинающийся ходами 1.d2-d4 f7-f5 2.e2-e4 (Гамбит Стаунтона). Зигберт Тарраш считал Гамбит Стаунтона опровержением голландской защиты.
АНГЛИЙСКОЕ НАЧАЛО: Любимый ход Стаунтона 1.с2-с4 получил впоследствии название английское начало. После 1.с4 е5 дебют переходит в сицилианскую защиту в первой руке, т.е. за белых с лишним темпом.
ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ: В самый расцвет романтизма Стаунтон часто применял ферзевый гамбит и даже защиту Тарраша. Стаунтон и его противник Сент-Аман в матче 1843 года применяли современные нам дебюты и действовали в них очень технично. По мнению Стаунтона, ферзевый гамбит отличается от королевского более верной атакой.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
08 сентября 1849г. был объявлен старт продаж нового шахматного комплекта. В двух лондонских изданиях "Illustrated London News", и в "Хрониках шахматной игры" вышли статьи о новых совершенных во всём шахматных фигурах, которые очень понравились Говарду Стаунтону, и что он пожелал, что бы эти ЛУЧШИЕ до последнего времени шахматы - носили его имя. На каждой коробке стоял автограф выдающего шахматиста вместе с его фамилией, и Стаунтон получал процент от каждой продажи.
В 1851 году в Лондоне прошел I международный турнир, организатором которого выступил Стаунтон. На открытии соревнования Говард предложил совместными силами издать «Энциклопедию дебютов», где опубликовать все известные к тому времени варианты. Турнир стал сильным ударом по самолюбию Стаунтона – он оказался всего лишь на 4м месте.
После турнира последовал ряд поражений, и к 1858 году Говард Стаунтон практически перестал играть. С 1860-х он вернулся к изучению литературы и Шекспира в частности. В последние годы жизни Стаунтон стал необщительным.
Умер знаменитый мастер 22 июня 1874 года за своим письменным столом, как всегда заваленным рукописями...