Найти тему
Давайте разберёмся!

Зачем нужна литература? А вот, чтоб клипы понимать

Пятница. Надо бы о лёгеньком. Ну, как получится. Какую штуку мне вчера показали, смотрите.

Меня иногда спрашивают: зачем все эти художественные сложности, все эти произведения с художественными образами, которые надо разматывать, как головоломку, и которых никогда нет какого-то одного точного ответа? "Я художник, я так вижу!" "А я зритель, я так вижу!" Вот где это применимо в жизни.

А в новых произведениях искусства применимо, например. И совершенно необязательно это картины маслом 6х8. Видеоклип - тоже жанр искусства, например.

СЛОИ И СМЫСЛЫ
Смотрите. Песня Леонида Агутина на стихи Осипа Мандельштама. Мед, виноград, гитара, VR-очки и ядерные взрывы. Почему к этому тексту подобрали этот видеоряд? Начинаем ковырять. (Помним, что художественный текст однозначного смысла не имеет, то есть, всё, что ниже, - моя интерпретация).

Стихотворение написано Мандельштамом в 1917 году в Крыму. Севернее были Петроград, революция, волнения, но при этом Крым оставался местечком, куда все эти нестроения ещё не дошли. Там, например, до 1928 года вполне мирно (а потом - менее мирно) существовало творческое сообщество вокруг дома Максимилиана Волошина в Коктебеле. Мандельштам в 1917 тоже гостил в дружественной семье.

Другое дело, что теплый климат, обильный стол и пышная природа явно сочетаются с очень беспокойными мыслями в головах хозяев. Будущее-то непонятно, да и про настоящее не всё известно - в начале XX века информация доходит медленно. Отсюда - отчётливая двойственность в головах. Вокруг - солнце, море, белые колонны, мёд и виноград, но мыслями хозяева не здесь, и поэтому Таврида - "печальна", "тягучее" крымское время не вальяжно, а невыносимо, пространство - непробиваемо - "не поймешь, не ответишь". Поэтому в мирном Крыму - разговоры о войне. Это двойственность. Неожиданно - смотреть на виноград, а видеть войска: "виноград, как старинная битва живет".

Правда, война эта давняя, мифическая, Троянская, с которой Пенелопа ждёт-ждёт Одиссея, ждёт долго, и тоже не имеет известий. Два события - сидение в Крыму в 1917 и двадцатилетнее ожидание мужа Пенелопой - оказываются похожи именно этим бесконечно тянущимся временем.

Теперь клип. Современные люди в VR-очках тоже, похоже, пребывают в состоянии неопределённости. И тоже начинают говорить о прошлом - мирном и военном. Отсюда - кадры хроники XX века. Прошлое не такое уж далёкое, но такое жи беспокойное, и где-то там далеко сквозь него идёт странствующий где-то Одиссей.

На последней строчке, где
Одиссей возвратился, пространством и временем полный,
товарищи в очках сдвигаются в край экрана, хроника исчезает. И сидит только Агутин с гитарой в новом имидже с бородой. Жизнь прошла, босоногий мальчик превратился в седого старца. Что-то он вынес из времени войн?