Судя по различным публикациям в интернете, а также по отзывам на них, огромное количество людей стремится понять духовную жизнь человека и феномены, с ней связанные. К ним можно отнести: религию, магию, сказки и мифы, сновидения. Но если мы хотим понять нашу духовную жизнь и ее механизмы, необходимо сначала раскрыть и понять психическую структуру человека, поскольку все эти феномены происходят оттуда и с ней непосредственно связаны.
Так что же такое – психическая структура человека? Начнем с этимологии слова. Психэ – с греческого языка переводится, как «душа». Следовательно, психическая структура – это, буквально, структура души. Тогда необходимо дать понятие термину «душа». А вот с этим сложнее. Дело в том, что единого понятия «души» ни в философии, ни в психологии не существует. Есть множество определений, но все они имеют большие недостатки. Тогда ученые-психологи и философы пришли к выводу, что использовать то или иное несовершенное понятие души можно в целях обоснования какой-либо специальной позиции. Если это философская позиция, можно взять удобное определение и развивать свою мысль. Если психологическое – берется другое определение. Такой подход в науке, связанной с душой, вполне допустим.
Мы для своих целей возьмем определение, которое часто используется в аналитической психологии, так как будем рассматривать вопросы именно в ее рамках. Итак, «душа» - это бытие между плотью и духом. Именно так ее и следует понимать. С одной стороны, есть дух, сотворивший все вокруг. Он свободен от конкретных воплощений, он проникает во все уголки мироздания, он свободен творить любую реальность, он привносит в каждое отдельное переживание индивида переживание сопричастности любому существу и явлению мира. Дух, по своей сути, бесконечен и безграничен. Он – свободное, вечное и безусловное бытие.
Душа, в свою очередь, связана с конкретным телом отдельного живого существа или с телесностью всей природы. Она сохраняет на протяжении своего существования внутреннюю форму тела, его заданные психические параметры и личностные свойства. Душа сотворена духом. Тем не менее она ограничена и несовершенна. Мы можем заметить, что приведенное выше понятие очень широко раздвигает рамки того, что может входить в душу. И это правильно, так как сюда, в первую очередь, входит один из аспектов души, который называется «психическая реальность». Это тот аспект души, который объединяет между собой всех людей, живших, живущих, и будущих жить на планете Земля. Кроме того, этот аспект объединяет людей со всей природой и даже со всем космосом. По-другому он называется «коллективное бессознательное». Фактически, «коллективное бессознательное» - это мировая душа. Вследствие этого нужно понимать, что все души всех существ во вселенной подсоединены к «коллективному бессознательному». Оно является основой нашей жизни и состоит из «архетипов». Об «Архетипах» мы напишем в последующих статьях. Из глубин коллективного бессознательного рождаются другие элементы нашей души: «Эго», «Сознание» и «Личное бессознательное.
Эго тоже не получило своего определения в связи со сложностью и не изученностью этого понятия. Тем не менее, все психологи прекрасно знают о чем идет речь. Пытаясь определить роль Эго в личности человека мы, по традиции, ставим его в центр сознания. Если графически обозначить сознание в виде круга, точка в его центре и будет Эго. Однако полную схему психической реальности человека можно представить в виде шара, в верхней части которого (совсем тонкий слой) можно выделить сознание, ниже него (слой в пять раз толще) личное бессознательное, и весь остальной объем (который, на самом деле бесконечен) – коллективное бессознательное. А Эго в данной схеме, будет тонкой палочкой, которая проходит через центр сознания, личного бессознательного и теряется в глубинах коллективного бессознательного.
Так что же из себя представляет Эго? Это центр сознания и оно же – центр принятия осознанных решений. Однако Эго не является аналогом личности, так как личность – понятие гораздо шире, чем Эго. Оно отвечает за самоидентификацию, сохранением, поддержанием личности, целостностью во времени, посредничеством между сознанием и бессознательным (личным и коллективным), познанием и проверкой реальности, ответственностью перед высшей реальностью (о ней, эго и их взаимоотношениях – в последующих статьях).
Сознание – это одна из основных категорий в аналитической психологии. Ее создатель К.Г. Юнг понимал под Сознанием «связь психических содержаний с Эго постольку, поскольку эта связь воспринимается Эго». Таким образом главным критерием сознания является способность конкретного Эго воспринимать психические содержания. И это правильно, поскольку способности восприятия этих содержаний у всех разные от рождения. Мы привыкли к тому, что сознание – это знание со всеми. Но со всеми – это с кем? Со всеми своей семьи, круга общения, региона, страны, мира? Не зря в науке говорят о различных уровнях сознания. Поэтому все зависит от воспринимающего Эго: чем больше психических содержаний оно воспринимает, тем выше уровень сознания. О сознании и связи его с другими элементами психической структуры человека будет написано в последующих статьях.
Личное бессознательное – это психические содержания (мысли взгляды, информация, эмоции), вытесненные из сферы сознания в виду их неприятия сознанием. Кроме того, в личное бессознательное входит все зафиксированное мозгом в процессе всей нашей жизни. Его часто называют «подсознанием». Личное бессознательное напоминает сарай, в который складываются ненужные вещи. Однако они там хранятся всю жизнь, так как могут пригодиться, и мы их можем вытащить в любое время. Мы можем о них забыть, но иногда эти психические содержания всплывают у нас в сознании, когда это необходимо (часто во сне).