Из истории театра известно, что основателем русской драматургической литературы является крупнейший просветитель 18 века Александр Сумароков, открывший целую традицию дворянской художественной культуры. Однако уже с 1760-х годов параллельно развивается течение "официального" просветительства. Его возглавила лично Екатерина Вторая, проявляющая огромный интерес к театру.
Екатерина Вторая написала 14 комедий, 5 комических опер и 3 исторические драмы.
Историки считают, что особенной ценности они не представляют, даже при известной лёгкости диалога и отдельных талантливых эпизодах. Это признавали исследователи ещё до 1917 года, и советские учёные с ними соглашались. Императрица достаточно, но не блестяще владела языком нашей страны, и все её письменные труды обязательно редактировались приближёнными. Но как исторический памятник, предмет изучения специалистами, а также источник сведений о состоянии театра в России того времени -- пьесы эти, безусловно, любопытны.
Смеяться, но не обижать
В качестве драматурга Екатерина дебютировала в 1772-м году целым циклом нравоучительных комедий: "О, время!", "Именины госпожи Ворчалкиной", "Передняя знатного барина", "Невеста-невидимка", "Госпожа Вестникова с семьёю". На первый взгляд эти пьесы -- прямое продолжение сумароковской традиции, лишь с преобладанием большой формы (3-5 актов). Все они написаны в прозе и почти лишены драматического действия. От бытовой достоверности они далеки, несмотря на русские имена. Персонажи несколько преувеличены в сторону гиперболизированных фигур (нарицательные типы сплетницы Вестниковой, ханжи Ханжихиной). Центр смысловой "тяжести" пьес лежит в публицистических сентенциях.
Принцип, которым руководствовалась Екатерина Вторая, несовместим с сатирой, это скорее юмористически-морализаторский посыл:
"Комедия должна быть насмешлива, но не оскорбительна, содержать шутки, но не обижать; она терпит соль, но не желчь и горечь", -- писала Екатерина в собственноручных театральных заметках, стремясь принимать участие в разработке норм для театра.
Именно поэтому её комедии ограничиваются вышучиванием человеческих "слабостей" -- сплетни, скупость, щегольство, мотовство... Она не ставила себе цель обличать, бичевать, разоблачать общественные пороки. Правда, по поводу её пьес был получен весьма галантный отзыв самого Вольтера: "Меня чрезвычайно поражает Ваш неизвестный автор, который пишет пьесы, достойные Мольера, и, что ещё важнее, достойные того, чтобы над ними смеялись Вы, Ваше Величество, потому что августейшие особы смеются редко".
Граф Калиостро и драматургия императрицы
Пьесы, направленные против масонства ("Обманщик", "Обольщённый", "Шаман сибирский"), написанные в 1785-86 годах, были написаны Екатериной Второй вслед за появлением в Петербурге известного авантюриста Калиостро, называвшего себя масоном. Тут уже скорее зло, чем остроумно, разоблачает она проделки "шарлатана", осмеивая доверчивость, суеверия и невежество публики.
Додинъ. А вы сами кто таковы?
Калифалкжерстонъ (надменно). Я! я! кто таковъ я? о томъ повѣствовать предоставляю впредь. Невѣжда есть тотъ, кто о томъ не вѣдаетъ.
Додинъ. Невѣжда сей предстоитъ предъ вами, я васъ не знаю; имя же понынѣ ни у кого не написано на лбу.
Калифалкжерстонъ. Имя мое повсюду гремитъ!
В 1786 году Екатерина сочиняет исторические представления: "Из жизни Рюрика", "Начальное управление Олега" и "Игорь" (остался незаконченным). В подзаголовке они охарактеризованы как "подражания Шекспиру", при этом без сохранения канонов, то есть правил, обязательных для театра классицизма. Но, как и все драматурги, она пользуется историческим сюжетом, чтобы выразить отношение к современности, привлекая далёкое прошлое для актуальных политических аллюзий. Но это имело больше отношения к управлению государством, чем к театру.