Выставка «Общий язык – знак» из собрания Российского этнографического музея посвящена таинственному и самобытному миру тюркских народов. Часто открытые ко всему новому тюрки тяжело расстаются с традициями предков. Этот сплав качеств, порой, создает причудливые формы...
Одни из самых загадочных тюрков – тувинцы. Тува вступила во Вторую мировую войну как самостоятельное государство и вошла в состав СССР достаточно поздно, лишь в 1944 году. Ранее эти территории входили в состав Китайской империи, а затем получили самостоятельность, образовав Тувинскую народную республику.
Во второй половине XVII - начале XIX веков регион подвергся религиозному и культурному влиянию – из Тибета через Монголию пришел буддизм. Однако, несмотря на быстрый рост буддийских монастырей и приобщение к новой религии, тувинцы продолжают хранить традиции народных верований – происходит смешение шаманской религии и буддизма. Очень часто при подобной адаптации местные божества включаются в состав буддийского пантеона.
Так, например, Белый Старец в языческой культуре многих тюркоязычных и монголоязычных народов является покровителем животноводства, стад, а подчас и жизни вообще, во всех её проявлениях. И в свете новой веры этот добуддийский персонаж становится божеством низшего ранга уже в буддийском пантеоне.
Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и ли посох. Существует несколько вариантов изображения этого божества: либо он предстает в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост.
Деревянного Белого Старца из коллекции Российского этнографического музея нашли во время экспедиции 1926 года. Он находится в трех километрах от горы Хаэрхан вверх по Енисею. Скульптура стояла на насыпи камней оваа – священном для тувинцев знаке на перевалах, тоже сохранившемся в тувинской культуре еще с добуддистских времен.