Найти тему
Не хлебом единым

Поклоны в храме и дома. Когда и сколько раз преклонять колена пред Богом?

Оглавление

Добрый вечер, уважаемые читатели моего канала "Не хлебом единым". Великий Пост неумолимо приближается к нам. В это время весь строй богослужений будет перестроен особым образом. Зазвучат особые покаянные песнопения и молитвы. Как вести себя молящемуся в это время? И чем отличается практика поклонов на привычной нам Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров?

http://dishupravoslaviem.ru/smirenie-oznachaet-li-smirenie-slabost/smirenie-oznachaet-li-smirenie-slabost/
http://dishupravoslaviem.ru/smirenie-oznachaet-li-smirenie-slabost/smirenie-oznachaet-li-smirenie-slabost/

О преклонении колен на Литургии

За последние 300 лет традиции поведения в храме во время Богослужения претерпели некоторые изменения. Автор публикации, признаться и сама открыла для себя нечто новое, готовя этот материал.

Одно я поняла точно: традиция менялась в сторону усиления внешнего благочестия, которое выражается в частоте и степени молитвенного преклонения. Раньше и сама находила немалое удовольствие в преклонении колен в наиболее важные моменты Богослужения. Однако, здесь не все так просто.

Святые отцы единогласно говорят о том, что стояние (т. е. по нескольку минут) на коленях во время Богослужения недопустимо вообще, ибо это означает рабское положение, а мы, христиане, искуплены из него Христом!

Традиция стояния на коленях формируется в католической церкви после отпадения ее от вселенского Православия. Для Православной же Церкви характерны именно поклоны! Земной поклон знаменует наше грехопадение, а восстание от поклона - наше спасение Господом Иисусом Христом!

Кроме того, главное во время Богослужения - его гармоничность и вовлеченность молящихся в эту гармонию. Креститься и кланяться во время Богослужения верные должны все вместе, а не кто как захочет. Нарушение гармонии поклонения также нарушает строй Богослужения, как неблагочинное пение. По своему желанию поклоны уместно творить дома или в пустом храме.

В значительной мере вопрос молитвенного стояния сейчас отдан на совесть прихожан, однако, святые отцы давно все предусмотрели. Обратимся к источникам.

Правило 20 Первого Вселенского Собора, Никейского (325 г.)

Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень (воскресенье), и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу .

Это правило предписывает по воскресным дням и во все дни Пятидесятницы (т. е. от Пасхи до начала Петрова поста) молиться Богу стоя, т.е. не преклонять колен. По аналогии сюда добавлены Святки (дни от Рождества до Богоявления включительно).

«День сей (воскресный) есть какъ бы нѣкоторый образъ чаемаго (будущаго) вѣка... Посему церковные уставы научаютъ насъ предпочитать въ сіи дни прямое положеніе тѣла во время молитвы..., какъ бы переселяя нашу мысль отъ настоящаго въ будущее (гдѣ уже не будетъ колѣнопреклоненій). Но, у меня, – скажеть кто либо, – есть усердіе именно земной поклонъ сотворить. – Умѣрь твое усердіе, такъ не кстати и не во время родившееся. Для земныхъ поклоновъ есть дни будничные. А въ праздники ихъ отъ насъ не только не требуютъ, но и запрещаютъ правила Св. Церкви» (Св. Василій Великій).

Это относится и к храму, и к дому!

https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-vernyih/1/startDictation()/image/fotor6569/
https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-vernyih/1/startDictation()/image/fotor6569/

Во время литургии в будни земные поклоны совершаются:

  • По окончании пения «Тебе поем...» (евхаристический канон, самый важный момент Богослужения: освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы)
  • После «Достойно есть» или задостойника.
  • После пения «Отче наш» (поклонение Отцу Небесному)
  • При возгласе «Святая святым»
  • При выносе Святых Даров при словах «Со страхом Божиим...»(призыв приступить ко Причастию)
  • при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков» (священник переносит оставшиеся после Причастия Дары с престола на жертвенник, это знаменует Вознесение Христово)

Во время Литургии Преждеосвященных Даров

  • во время возгласа «Свет Христов просвещает всех»
  • во время пения «Да исправится молитва моя...» (священник кадит престол, а потом жертвенник с Дарами. В древности эти молитвы пелись при причащении. Во время последнего стиха следует повергаться ниц.)
  • во время пения «Ныне Силы Небесные...» (поскольку заранее освященные Дары переносятся с жертвенника на престол. Обратите внимание, что диакон и пономарь идут впереди священника лицом к Дарам и спиной вперед. На Херувимской же песни во время литургии Иоанна Златоуста колен не преклоняют, т. к. там с жертвенника на престол переносятся еще не освященные хлеб и вино)

Подводя итог вышесказанному отмечу, что необходимо изучать устав и придерживаться его, никакого самочиния во время Богослужения быть не должно, ведь Церковь - это, в первую очередь, собрание верных и единый организм, в котором все должно быть слажено.

http://izhsobor.cerkov.ru/2019/04/26/v-velikij-pyatok-mitr-viktorin-sovershil-vechernyu-s-vynosom-plashhanicy/
http://izhsobor.cerkov.ru/2019/04/26/v-velikij-pyatok-mitr-viktorin-sovershil-vechernyu-s-vynosom-plashhanicy/

О преклонении колен во время великопостных Богослужений

В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа...» , после слов «Тя величаем...».

В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице...» (поклон на каждом  стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся...» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина (3 земных поклона при первом чтении и 1 при втором чтении).

В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).

Земной поклон без крестного знамения:

Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве...» преклоняются до земли до окончания молитвы.

Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие...».

Дополнение

Помимо вышеозначенных молитв можно добавить коленопреклоненные молитвы на вечерне Пятидесятницы (которая по традиции совершается после Литургии) и перед святой плащаницей в Великую Пятницу и Субботу. Также те случаи, когда диакон или священник призывают : "Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся!" (Это может быть, например, при совершении молитвы после молебна, или акафиста Господу, Богородице, особо чтимому святому).

Все! Более никаких земных поклонов во время Богослужений Уставом не положено!

https://храманевского.рф/духовное-чтение/статьи/kak_podgotovirtsya_k_velikomu_postu/
https://храманевского.рф/духовное-чтение/статьи/kak_podgotovirtsya_k_velikomu_postu/

О келейных поклонах

Во-первых, будем помнить 20-е правило Первого Вселенского Собра, которое запрещает в воскресный день, в дни Пятидесятницы, Святок, двунадесятых праздников преклонять колена и в келье (дома).

В остальные дни совершать земные поклоны можно и нужно, и очень полезно, особенно при молитве Иисусовой ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго").

«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ( Мф.6:6. святитель Филарет, митрополит Московский

Благодарю за прочтение! Храни вас Господь!