Найти в Дзене

Как развить финансовую грамотность у ребенка

Почти все дети получают деньги на карманные расходы, часть средств уходит на обеды в школе или дорогу, часть – на сладости, кино и игрушки. Некоторые родители считают, что контролировать бюджет ребенка гораздо проще, если у него есть своя банковская карта. Другие по-прежнему отдают предпочтение наличке. Так давать карманные деньги или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Спросим у эксперта.

фото: pixabay
фото: pixabay

Согласно исследованию компании SuperJob, на карманные расходы ребенку большинство россиян дает менее 1000 рублей в месяц. Как правило, респонденты объясняют это доверием своему чаду и стремлением дать практические знания о том, что такое бюджет и как его самостоятельно планировать. При этом только каждый второй родитель продолжает контролировать карманные расходы детей старше 15 лет.

С одной стороны — чем раньше у ребёнка начнёт формироваться ответственность, в том числе и финансовая, тем лучше. С другой — чтобы распоряжаться деньгами вашему сыну или дочке необходимо знать счёт и оценивать, какая сумма у него в руках. С какого возраста учить взаимодействовать с деньгами, рассказывает консультант по финансовой грамотности Георгий Чижов.

— С 14 лет человек может зарабатывать сам. Хотя мой одиннадцатилетний сын уже пробует строить бизнес по керамике. Я, как инвестор, запросил у него бизнес-план. Выдавать ребёнку личные деньги нужно с восьми-девяти лет, не раньше. До этого возраста можно "знакомить" его с деньгами: выдавать их разово на покупки в магазине, чтобы ребёнок учился принимать решения о бюджете во время посещения супер-маркета

Итак, вашему ребёнку восемь, и вы начинаете давать ему карманные деньги. Какая это должна быть сумма, разумеется, зависит от дохода родителей и семейного бюджета. Лучше, если такие вопросы решаются на семейном совете. Однако у специалистов есть оптимальная величина.

Георгий Чижов: « Если вы дадите мало, то не будет ценности денег. Если много, то ребёнок начнёт воспринимать их как должное. Чтобы было ощущение денег, достаточно 200 рублей в день. На эту сумму он может либо самостоятельно доехать куда-то, если что-то случилось, либо поесть. Это сумма безопасности. В субботу и воскресенье ребёнок на вашем попечении, значит, с понедельника по пятницу ему могут пригодиться деньги. Выходит 1 000 рублей в неделю .

Важно понимать, что эти деньги — базовые, их ребёнок должен получать регулярно, по факту того, что он просто есть и живет в вашей семье. Разумеется, можно ввести и "премии". К примеру, за домашние дела.

Георгий Чижов: « При условии, если домашние дела выходят за рамки его обязательных домашних дел. К примеру, мой сын не обязан гулять с собакой, но он может это сделать и получить вознаграждение. У нас есть график выгула питомца, сын отмечает, когда он это сделал и после получения денег расписывается. Это дисциплинирует. Такая же история с оценками — платим, если ребёнок вышел за рамки возможностей. Ставить KPI и просто давать деньги за оценки — некорректно. Получится как в анекдоте. За "пятёрки" — +500 рублей, за "двойки" — -200 рублей. И сколько теперь у ребёнка денег? Да вот на мойке работает, чтобы долги отдать ».

То есть ребёнок должен понимать, что у него есть базовые обязанности, о которых вы заранее договариваетесь. Говорить — очень важно, система выплат должна быть прозрачной. Не забывайте, что ребёнок — член семьи и по мере сил может участвовать в создании комфорта в доме: мыть за собой тарелку, протирать после себя стол, складывать грязную одежду в корзину для белья.

"Премиальными" могут стать более крупные дела вроде мытья пола, приготовления еды, доставки продуктов на дом к бабушке. Помните, что деньги, которые дарят ребенку на праздник, — это его капитал, а не родительский. Ребёнок может и должен распоряжаться им по своему усмотрению, уверен Георгий Чижов. А вот нужно ли контролировать эти траты?

- Сначала нужно дать ребёнку возможность потратить деньги на всё, что угодно, на любую глупость: как новые русские отдавали первые заработанные доллары за неоправданно дорогие вещи и путешествия. После показать ребёнку чек: "Смотри, вот это была импульсная покупка, ты совершил её спонтанно и не получил выгоды, какую мог бы". После здорово внушить мысль, что деньги хорошо накапливать: "Ты сейчас сидишь за одним ноутбуком, а можешь сидеть за компьютером в несколько раз круче. Если ты за такой-то период накопишь половину суммы, то мы добавим вторую половину"

В этом смысле самым мягким инструментом контроля — будет история операций на банковской карте. До четырнадцати лет и родителям, и ребёнку будет комфортнее с детской банковской картой, которая привязана к родительскому счёту. Так всегда есть возможность быстро перевести нужную сумму в экстренной ситуации. Кроме того, у наличных есть риск потеряться или их могут отобрать, а карту всегда можно заблокировать.

Еще очень неплохо обучают финансовой грамотности приложения на смартфоне. Например, при поддержке Минфина разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. А с подростком можно договориться, что дадите ему деньги сразу на весь месяц. Пусть он попробует спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если не справится, предупредите, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца. В дальнейшем эти навыки помогут избегать небезопасных финансовых схем и стать более грамотным в денежных вопросах.