Найти в Дзене
gorod71

Поисковики негодуют: с братскими могилами полный бардак

5 марта в тульской горадминистрации прошло рабочее совещание по вопросу ремонта и реконструкции воинских захоронений Всехсвятского кладбища в 2021-м году.
По его результатам Раиса Очнева, специалист по архивной работе ТОМЦ «Искатель» выразила на своей страничке негодование.

5 марта в тульской горадминистрации прошло рабочее совещание по вопросу ремонта и реконструкции воинских захоронений Всехсвятского кладбища в 2021-м году.

Вечный огонь на площади Победы в Туле. Фото: Город 71
Вечный огонь на площади Победы в Туле. Фото: Город 71

По его результатам Раиса Очнева, специалист по архивной работе ТОМЦ «Искатель» выразила на своей страничке негодование. Его разделил тульский поисковый отряд «Память», который сделал репост записи Раисы.

Ошибочны на 80%

Специалист призывает общественность обратить внимание на крайнюю небрежность в сборе и использовании данных о братских захоронениях на территории региона.

Очнева утверждает, что все данные, указанные на плитах могил на  70-80 % состоят из ошибок и спустя 75 лет окончания Великой Отечественной войны огромное количество фамилий солдат, сержантов, офицеров до сих пор не внесены в паспорта братских могил по месту захоронения, не выбиты на мемориальных плитах.

«Так, согласно донесениям о безвозвратных потерях, более 9 тысяч воинов числятся погибшими при защите г. Тула, умершими в госпиталях г. Тула и захороненными на территории г. Тула. Из них увековечено на Всехсвятском кладбище порядка пяти тысяч. Всего на территории г. Тула в учтенных воинских захоронениях увековечено около 5400 человек, включая Всехсвятское кладбище. А что же остальные, почти 4 тысячи воинов? Ждут своей «очереди», когда о них вспомнят», - пишет специалист по работе с архивами.

Несомненно, фамилии, имена, звания, места погребения по прошествии лет восстановить очень сложно. Но поисковики этим все равно занимаются.

Поисковые проверки

В 2020 году новомосковские поисковики продолжали выверять данные о местных братских захоронениях. Было проверено 18 из 21 могил, из 1107 имен — 189 подтверждено и 705 не подтверждено.

«Это означает, что 64% имен в карточках и на плитах не соответствуют действительности», - написали поисковики в группе «Сталиногорск 1941» в социальной сети «ВКонтакте».

Дополнительно было выявлено 203 новых имени защитника Сталиногорска, не увековеченных на современных братских могилах муниципального округа города Новомосковск.

В конце прошлого года поисковики решили проверить информацию по братским могилам на тульском Всехсвятском кладбище, и нанести на новые плиты имена тех, кто здесь реально захоронен, но не упомянут. Таких, по предварительным данным, было около 800 человек.

«На сегодняшний день выверены 642 фамилии воинов, которые следует внести в учетные карточки (до конца марта ожидается еще 75 фамилий) и, самое главное, нанести на новые плиты», - рассказывает Очнева.

Начиная с 1941 года и по сей день…

Причин тому, что с данными о захороненных бойцах полный бардак, много.

Во-первых, понятно, что в годы войны захоронения производились в спешке, и данные о солдатах и офицерах уже тогда могли быть некорректны.

Во-вторых, ряд могил позже, в послевоенные годы, был перенесен. При этом, с данными о захороненных бойцах по-прежнему обращались небрежно.

В-третьих, небрежный подход к перезахоронениям и гонка за количеством продолжает процветать и в наши дни.

Так, в 2020 году останки 90 солдат, поднятых в Арсеньевском районе были перевезены в Тулу и подзахоронены на Всехсвятское кладбище, которое официально считается закрытым.

Данные об арсеньевских бойцах пока нигде на кладбище не обозначены.

Более того – в официальных документах неразбериха на уровне… учета воинских захоронений.

На схеме кладбища их три, № 1 (Западное), № 2 (Восточное) и № 3 (Офицерское). По учетным карточкам воинских захоронений  четыре, и совершенно с другими названиями: № 1-4-б (Юго-западное), № 1-9-б (Южная Поляна), № 1-24-б (Юго-восточное) и № 1-25-б (Восточное).
А по приказу № 159 от 25.09.2019 г. инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия на Всехсвятском есть № 1 (Западное), № 2 (Восточное), № 5 (просто № 5) и № 4 (Офицерское).

Как вести работу, если нет ключевых данных по захоронениям? И, самое главное, когда оценка эффективности поискового отряда властями будет оцениваться и поощряться по количеству установленных имен, а не по поднятым черепам в штуках?