В одной аристократической семье из поколения в поколение передавалась #легенда как фамильная драгоценность. Ее ценность считалась выше бриллиантов княжеского рода, а возможно и самого титула. Обряд передачи был всегда одинаков. Чувствуя приближение смерти, глава семьи запирался на ночь в кабинете с наследником, рассказывал ему историю, которая была похожа на сказку или фантазию, а потом умирал. Смерть изменяла его лицо, делало его более значительным и красивым. А преемник за одну ночь становился старше лет на десять…
История эта не стала бы достоянием гласности, если бы не обычное женское любопытство. У женщин удивительная особенность воздействовать на те струны мужской души, которые, как правило, молчат, пока их не растревожат поцелуи и уговоры. Именно так появился на страничках дневника рукописный вариант легенды, а затем, распространился по свету, возможно, в приукрашенном виде.
__________________________________________________
Давно, несколько столетий назад, когда принято было воевать, любить, жить как в последний раз, обширными владениями правил молодой князь. Природа затейливым образом постаралась слепить его целостный образ таким, чтобы тревожить судьбу. Он был красив, вернее великолепен, умен, горд и противоречив. Аристократизм подарил ему утонченную натуру, а нажитые войной богатства – расточительство. Он, не задумываясь, ходил по краю собственной жизни и желаний. И эта тонкая грань обрушала любые препятствия. Все подчинялось ему без сопротивлений. Он через раз кланялся королю, и это сходило ему с рук. Любил женщин каких хотел. Устраивал балы и приемы, где царило безумство его фантазий. Молился неистово, верил, каялся. Потом грешил, будто набравшись сил для новых грехопадений. Все и всегда было на пике…
Такая жизнь должна была привести к быстрому пресыщению, но этого не происходило. Он все время был в поиске родственных событий, ощущений и, наверное, души. События и ощущения находились. С душой было сложно. Второй такой не было. И ему приходилось искать. Но то, что он находил, было иллюзорным, рассеивалось, если ни при первом соприкосновении, то при втором – обязательно. Этот бесконечный поиск давал ему силы. Рано или поздно он должен был найти. Но случилось так, что судьба сама нашла его, просто в курьезном случае его собственной женитьбы.
Жениться – всего лишь дань традиции, ничего боле. Сохранить чистоту крови, зачать сына… Традиция продолжения рода. Причем здесь Любовь? Все просто. Его не взволновал даже приезд невесты – второстепенное событие недели после трехдневной охоты.
Невеста – обычная, с родословной, выверенной заранее. Даже не было любопытства. Он встретил ее как обычно встречал женщин – безукоризненно почтительно, с легкой улыбкой, поклоном, чуть холодно. Что еще нужно, чтобы свести с ума?
Его будущая жена была совсем юным существом и совершенно не вязалась с этим жестоким изваянием мужского великолепия. Ее взгляд был наивным и восхищенным, испуганно-растерянным, а он ждал – ВЫЗОВА. Она была бледной, худенькой, трогательной, а он любил чувственные формы и слегка завуалированную страсть. Что могло в ней привлечь – ничего. Разве что невинность? И только-то? Роль первооткрывателя его не особо вдохновляла, разве что была слегка приятна. Да он особо и не задумывался.
Венчание, свадьба, торжественный прием это развлечение невест и новоявленных жен. Все впервые, красиво, особенно. Суета подготовки… Тайные желания и мечты, бесконечные женские миражи. Князь наблюдал за этим издали, отдавал распоряжения, изучая невесту с того расстояния, которое только усиливало его обаяние, но в самом порождало расчетливую холодность. Ему было не интересно, обыденно. Но женился он в первый раз. А то, что впервые – это вызов. И он думал, как на него можно ответить, чтоб завязалась если не дуэль, то хотя бы спектакль с теми персонажами, которые еще ни разу не появлялись на сцене его собственной жизни. И придумал.
Он решил устроить #бал-маскарад, через месяц после свадьбы и пригласить на него Любовь и Смерть. Нет, не переодетых лицедеев, а именно Любовь и Смерть, как гостей в праздник собственной жизни. Был только один вопрос – куда отправить приглашения? Ответ князь нашел достаточно быстро, когда за день до свадьбы у его личного камердинера случилась беда – болезнь заставила умирать его ребенка…
Князь написал приглашение, поставил личную печать и подпись, отдал камердинеру. Разрешил ему уйти к умирающему сыну, но приказал отдать приглашение Смерти и принести ответ… Ребенок умер ночью, ответ принесли перед венчанием. Там было два слова. – Я ПРИДУ…
Князь сиял, был доволен, приглашенные думали, что новобрачной. Но нет, он был доволен принятым вызовом. И думал, куда отправить второе приглашение.
Первая брачная ночь – трепетное событие? Для кого? Для двоих? Или для того кто любит сильнее? А если не любит совсем?
Князь смотрел на юную жену, совсем девочку, которая не знала, куда деваться от его взгляда. Ей было страшно, неловко, возможно чуть сладко. Возможно, из-за волнения она даже не понимала, что происходит. А он наблюдал спокойно и беспристрастно, осознавая все за нее. И задал всего лишь один вопрос:
– Вы любите меня?
– Да.
Это тихое «ДА». Оно и расставило все по своим местам. Оно не звучало как вызов. Оно ВПЕРВЫЕ прозвучало ПО-ИНОМУ. И он понял почему.
– Я ПРИДУ ПОЗДНЕЕ. Попробуйте за это время ко мне привыкнуть.
Князь ушел… подписывать приглашение. Он знал, что сегодня Любовь заглянет в его собственную спальню.
Что было дальше? Сплошные многоточия… Любовь не терпит любопытствующих. Но утром он нашел ответ на приглашение, тоже из двух слов. – ПРИДУ ПОЗДНЕЕ…
Он получил два вызова – Смерти и Любви – и он улыбался! Понимал, что эти гостьи только его почтили своим вниманием. Не в их обычае приходить по приглашению… Они врываются либо внезапно, либо совсем не откликаются на призывы.
А потом начался месяц ожидания. Каждый раз, когда он вел внутренние диалоги и со Смертью, и с Любовью, он нуждался в их глазах. И взгляд одной ловил на дуэлях, которые бесконечно развязывал сам. А взгляд другой, в глазах юной жены. В этих поединках он всегда был победителем. Впервые он не просчитал собственное поражение.
Карнавальная ночь приблизилась незаметно. Она обещала быть сказочной. Все было продумано до мелочей – от убранства замка до угощений и музыки. Сам князь выбрал странный наряд черно-белого цвета. Подчеркнуто простого покроя: иссиня-черные брюки и рубаху из белоснежного батиста, отороченную венецианским кружевом. Он решил изображать самого себя. На фоне разноцветной шумной толпы гостей он выделялся как вызов или как призыв к поединку.
Гости все давно прибыли, новых не было, раздосадованность нарастала. Ее заметила только юная княгиня. На ее встревоженные вопросы он ответил правду:
– Я жду двух дам, Любовь и Смерть, они приглашены, но задерживаются. В них интрига и кульминация бала.
Его последние слова совпали со звуком распахивающейся двери. Появилась пожилая монахиня в черном одеянии и с тем скорбным выражением лица, которое может быть присуще только Смерти. Князь поспешил к ней навстречу. Но не успел он дойти, как вновь открылась дверь, и в нее вошла незнакомка в белоснежном наряде невесты, красивая и молодая, как сама Любовь. Он с легкой улыбкой поклонился обеим:
– Я бесконечно рад вам, дамы. Я было потерял надежду дождаться. Решил, что может все игра моего воображения. А тут вы вошли… Кто есть кто?
– Нет, князь, ответа Вы не получите. Не нужно упрощать. Вам выбирать или белое, или черное? Смерть или Любовь? Хотите, чтобы Вам помогли? Нас двое. Выбирать свою учесть могут два человека. У Вас есть желающие рискнуть?
– Есть. Я выбираю Смерть.
Это сказала, подошедшая княгиня. Она была мертвенно-бледной и явно напуганной. Князь нагнулся к ней, внимательно посмотрел и впервые поцеловал ее с осторожной нежностью:
– Вы так просто выбрали Смерть? Позвольте, почему?
– Чтобы она не досталась Вам.
– Это из-за Любви ко мне?
– Да…
– А Вы понимаете, что это игра, карнавал?
– Простите, нет. Я решила, что это правда.
– Какой Вы в сущности еще ребенок.
И он, взяв ее за руку, подвел к молодой даме в белоснежном одеянии невесты:
– Я выбрал за Вас – Любовь. Это мой подарок. Примите. ЖЕНЩИНАМ ТАК ИДЕТ ЛЮБИТЬ…
Сам князь подошел к монахине в черном, поцеловал ее руку и произнес:
– Госпожа, не откажите. Я выбрал Вас, как более сильного противника. Смерть сильнее Любви, старше, мудрее… Почему Вы приняли мое приглашение?
– Из Любви. Вы так долго сопротивлялись этому чувству, что по сути и не жили еще…
– Смерть из любви ко мне приняла приглашение?
– А с чего Вы взяли, что я Смерть. Я Любовь. Смерть с Вашей женой.
– А почему Вы в черном?
– Это цвет траура по ребенку, с которым я была пока не пришла Смерть. Любовь его родителей не прошла до сих пор. Я часто посещаю их дом. Там, где #горе, даже Любви не пристало появляться в нарядной одежде.
– Почему Вы старше?
– Я создана значительно раньше Смерти. Разве Вы не знали. #бог есть любовь.
– А что делала Смерть в моей спальне в брачную ночь?
– В очередной раз смотрела, как Вы убиваете Любовь. Она такой же наблюдатель как и Вы. Да и слова Ваши «ПРИДУ ПОЗДНЕЕ», она дала в СВОЕМ ответе на приглашение.
– Что будет с моей женой?
– Она умрет ПОЗДНЕЕ. Смерть не будет забирать сразу две жизни. Договор был на одну. Родит Вам сына и умрет…
– Умрет… А я?
– А Вы будете ЛЮБИТЬ…
___________________________________________________
Что было дальше? Сплошные многоточия… любовь не терпит любопытствующих. Она все изменила. Впервые князь чувствовал, что живет. Его душа металась. Сердце «присохло» к беременной жене. НАСТОЯЩАЯ БЛИЗОСТЬ ОБЫЧНО НАЧИНАЕТСЯ ИЗДАЛЕКА. И усиливается от боязни потери... Впервые он жил на пике тех ощущений, которых не было раньше. Он стал зрячим. В ОДНОМ МГНОВЕНИИ ЛЮБВИ ОН РАЗГЛЯДЕЛ ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ. Видел чужую боль, сопереживал, молился. ЛЮБОВЬ – ЭТО ЖИЗНЬ РАДИ ДРУГОГО.
А дальше, дальше было все по договору. Смерть забрала жену при родах, оставив ему сына. Любовь осталась и жила в нем до глубокой старости. И когда пришло его время умирать, он передал эту историю по наследству, закончив ее следующими словами:
– Я был мертвым, пока не выбрал любовь. Смерть царит там, где любовь превращается в #равнодушие. Любовь это готовность к смерти ради жизни. Любовь изменяет до неузнаваемости. Она не заслоняет смерть, но указывает на продолжение жизни. Любовь в жизнь всегда входит первой, даже если жизнь маскарад, выбирайте не по костюму. Она измотана нашим неумением видеть главное, что одно мгновение любви длиннее бессмертия. В нем всегда двое, далее цепочка повторений. В бессмертии ты один. Помнят и любят не тебя, а маскарад твоей жизни и ту идею, которую ты в него вложил. Ценность мгновений определена Богом.
А вечность? Гордыней?
Это просто красивая сказка. А любовь и смерть неразрешимые вопросы бытия – лучшее, что есть в культурных наваждениях мира.
ТРИ СТРОФЫ ИЗ ШЕСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ…
(экспромт)
Мираж
из несбыточных слов
о любви
возник и пропал.
Родник
из печали и слёз
вдохновенье
черпал.
Рожденье
журчаньем полно,
смысл
понятен и чист.
Так что же
заполнит
бессмертьем
исписанный лист?
Вопросы*,
как поиск ответов,
в чём жизнь,
есть ли смерть?
– В любви,
и любовь не должна,
как мираж,
умереть.
_____
* Вопросительный знак происходит от латинских букв q и o (quaestio (лат.) — поиск ответа). Изначально писали q над o, затем написание трансформировалось в современное изображение знака вопроса (?).
Если есть желание, можно порассуждать в комментариях.
Эта же спорная тематика рассматривается в других статьях. Они в жестком противоречии с друг другом. Это и попытка реанимировать бессмертие любви, и попытка доказать, что любовь это руки, и именно в них обитает бессмертная душа.
Иллюстрации к статье взяты из свободного доступа.
#сказки для взрослых #современная поэзия #философия жизни #любовь и смерть #культура