Рубрика: Вечевая Русь
Вы ловили себя на мысли: как бы повернулась история Древней Руси и России в целом, если бы она пошла по вечевому пути развития?
Изначально Россиия стала бы демократической и развивалась бы путем республики. Древней Руси хватило бы четырёх столетий для того чтобы подготовиться к монгольскому нашествию и успешно отбить его. Давайте представим альтернативный вариант истории Древней Руси если бы она пошла по демократическому вечевому пути развития.
Итак, середина девятого века. Во времена Деревней Руси носителями вечевых порядков стали такие племена как вятичи, северяне, уличи, древляне, частично радимичи и кривичи, и серверяне ильменские. То есть племена селившиеся на левом берегу Днепра.
Из среды свободных общинников выделяются вожди племён и главы общин, а также крупные землевладельцы.
Какие факторы послужили складыванию вечевого демократического строя среди этих племён восточных славян:
Первое, вожди племён и главы общин, крупные землевладельцы вынуждены были прислушиваются к мнению большинства. Все главные вопросы жизни племени или общины решались на вече большинством голосов свободных общинников.
Второе, все свободные общинники имели право носить оружие и с помощью него имели право защищать свое племя, свою общину, свою землю и свое хозяйство.
Третье, среди восточнославянских племён не установилось правило перехода власти вождя и старейшины от отца к сыну. Вождём, старейшиной, воеводой мог стать любой свободный общинник проявивший себя в деле или завоевавший авторитет.
В процессе разложения родовой общины и складывания протогосударства восточных славян образовались несколько классов, которые были заинтересованы в установлении демократических вечевых порядков.
Какие это были классы?
1. Из среды свободных общинников достаточно быстро выделился класс крупных землевладельцев и администраторов. Благодаря своему труду и большой семье они обрабатывали больше земли, постепенно захватывали новые земли, нанимали свободных общинников в качестве работников.
Так они становились богаче, влияли на вечевые собрания, приобретали авторитет в общине или племени, становились общинными старейшинами или вождями племен.
2. Бояре и воеводы, вышедшие от князей и племён западных славян, приобретавшие земли восточнее Днепра, а также становившиеся авторитетами среди общинников и горожан восточных славян.
3. Третий класс это свободные горожане ремесленники, которые обзоводились своим делом, выделялись из общины, и были заинтересованны в вечевых порядках, чтобы оказывать влияние на решение всего города.
4. Четвертый класс это купцы, которые не хотели платить высокие пошлины князьям за торговлю и проход по пути из варяг в греки.
5. Пятый класс это простые свободные общинники земледельцы и городские ремесленники. Как правило их интересы противоречили интересам остальных классов крупных землевладельцев, бояр и купцов. С помощью вече они противостояли этим классам и отстаивали свои интересы.
6. И шестой класс, который напрямую не был заинтересован в установлении вечевых порядков но активно влиял на установление демократического строя. Это класс белого и чёрного духовенства. Епископы, игумны и простые священники принимали участие в решении различных споров, судебных тяжб, вопросов на вече.
Фактически эти классы явились фундаментом и прообразом будущего гражданского общества Древней Руси.
Любые действия князя, боярина, воеводы или старейшины в обход вече считались нелегитимными. Вече активно противодействовало попыткам кого бы то ни было захватить власть в общине, племени или городе.
Так на протяжении второй половины девятого века на территории племён восточных славян к востоку от Днепра установились вечевые демократические порядки в противовес княжеской власти на землях западных племен восточных славян.
_____________________
Канал живёт благодаря вашим лайкам и комментариям. Спасибо за активность!
_______________________
Смотрите другие статьи на эту тему:
Социальная структура общества альтернативного Русского царства
Почему Древняя русь стала вечевой
Первые полвека альтернативная история Древней Руси
Правление первого царя альтернативной Древней Руси Ярослава I