Снова обращусь к теме ВПР (всероссийских проверочных работ), которые в некоторых регионах школьники уже начали писать. Моя дочь, которая учится сейчас в 4 классе, будет писать первые в жизни ВПР в конце марта.
Недавно меня упрекнули в том, что тема недовольства ВПР слишком раздута. Раньше в советских школах каждый год дети не по одному экзамену сдавали и ничего, вон какие умные все выросли. А нынешние школьники и учителя чересчур нежные, не хотят обычные контрольные провести и написать.
Мне есть, что ответить таким людям.
Ну, во-первых, в силу возраста мне и самой посчастливилось учиться в советской школе целых 6 лет до развала СССР. И экзамены я тоже сдавала. Только знаете, в чем заключается очень существенная разница?
Во-первых, экзамены всегда сдавали после окончания учебного года, когда весь материал пройден.
Во-вторых, раньше на экзаменах спрашивали ТОЛЬКО то, чему научили в школе. Накануне каждого экзамена была консультация, где мы еще раз ученики с учителем прорешивали и обсуждали все то, что будет на экзамене.
И на экзамене было именно это, ну разве что цифры другие и порядок действий немного изменен. Я не припомню ни одного задания, которое бы вызвало у меня изумление от того, что мы такого не проходили или я в первый раз это вижу.
В общем, чтобы не сдать такой школьный экзамен, надо было быть круглым дураком. У нас сдавали все без исключения. Для способных детей на математике было лишь одно задание повышенной сложности, со звездочкой (чтобы ребенок точно знал, что это задание повышенной сложности). Это задание можно было и не решать. Хорошая оценка была гарантирована и без него.
Более того, я нередко участвовала и в различных олимпиадах. Так вот для победы мне тоже было достаточно школьного учебника и какой-нибудь детской познавательной литературы. Этих знаний хватало! Все вопросы всегда были построены на школьной программе.
И что такое экзамены или ВПР сегодня? Это русская рулетка. Учим одно, спрашиваем другое, оцениваем третье.
Почему проводятся эти проверочные работы до окончания учебного года В МАРТЕ-АПРЕЛЕ, когда пройден и закреплен далеко не весь учебный материал?
Почему задания ВПР не учитывают существенных отличий учебных программ, по которым учатся дети? И получается, что на ВПР дети могут вообще впервые увидеть ряд заданий! От этого даже успешные ученики потеряют уверенность в своих силах и мотивацию к учебе.
Я согласна с тем, что, например, на ЕГЭ надо давать сложные задания, чтобы в ВУЗ поступали самые достойные ребята. Но зачем по этому же принципу осложнять ВПР я искренне не понимаю! Почему нельзя проверять то, что дети изучали на уроках?
Качество напечатанного материала оставляет желать лучшего. Я помню, как мой сын однажды переживал, что не смог ответить на вопрос по истории на такой контрольной работе. Вопрос примерно звучал так: определите по деталям на картинке, к какой эпохе относится это изображение. Сын с горечью сказал тогда, что к любой эпохе. Потому что не было видно НИЧЕГО. Просто черный квадрат со светлыми пятнами. И это мы в эпоху всеобщей цифровизации живем!
Недавно увидела в сети очень интересный материал. Оказывается, родители вполне на законных основаниях могут отказаться от написания ВПР их ребенком. Но лично я никогда бы не рискнула так поступить. Потому что понимаю, что создам своим заявлением проблемы только учителю и директору школы, которых я безмерно уважаю и ценю. Бунта против системы тут явно не получится. Да и пока моя четвероклассница справляется со всеми заданиями и выглядит довольной. Но это начальная школа, где в принципе дети лучше учатся. А что будет потом?
Так что всем желаю удачного написания ВПР!