Найти тему
LegenDaily

Магия газгольдеров

Оглавление

История петербургских газгольдеров — олицетворение стремительности технического прогресса. Эти резервуары для хранения газа, который использовался в городском хозяйстве, появились в Петербурге в начале XIX века, когда его стали газифицировать. Но уже в 1880-х началась эра электричества. И через каких-то 30-40 лет уличное освещение Петербурга в основном было электрическим. А газгольдеры оказались не нужны.

Все изменилось в течение всего лишь одного века, и старые системы не успевали за техническим прогрессом. Однако город не захотел расставаться со своими газовыми хранилищами — уж очень яркими архитектурными сооружениями они оказались.

Газовое проклятье

С английского «газгольдер» (gas-holder) переводится как «резервуар для хранения газообразных веществ».

Газгольдеры в Петербурге стали строить в конце 1830-х годов, но первые газовые фонари в городе установили еще в 1810-х. С идеей газифицировать городскую систему освещения выступил в 1811 году металлург, химик и инженер Петр Соболевский. Он предложил использовать для этого изобретенный им «термоламп». И даже получил одобрение императора Александра I .

Но тут случилась война с Наполеоном, потом у лоббиста новшества — графа Михаила Милорадовича — взорвался оснащенный газовыми фонарями домашний театр, потом графа убили во время восстания декабристов...

В общем, было не до фонарей, и вопрос модернизации освещения отложили.

Битва за фонари

В 1835 году было создано акционерное Общество освещения газом Санкт-Петербурга, оно и занялось системной газификацией столицы. Дело опять шло весьма неспешно: завод и газовые хранилища на Обводном канале построили только в 1839 году. Завод — длинное здание незамысловатой архитектуры, рядом с которым шесть газгольдеров диаметром 12,3 м.

Газ производили при помощи сжигания английского угля, трубы для газовых сетей тоже импортировали. Только фонарные столбы делали на родине — на заводе Карла Берда, а фонари — в мастерской мещанина Чуркина. Кстати, разработкой дизайна фонарей занимался сам Огюст Монферран — автор Исаакиевского собора и Александровской колонны. Видимо, в отношениях Общества и архитектора что-то не заладилось, и Монферран даже судился с ним за предоставление ему 50% акций этого предприятия.

В XIX веке газификация стала одной из модных новинок столицы. Многие крупные предприятия заводят собственное производство газа, который используют для освещения. Например, обзавелся собственным газовым хранилищем Чугунолитейный и механический завод Франца Сан-Галли на Лиговском проспекте. Газгольдер-восьмигранник диаметром около 10 м был построен в конце 1880-х и сохранился до сих пор. Живы и два газгольдера Казенного спиртового завода, располагавшегося на Гапсальской, 1.

Однако не все шло гладко с газификацией столицы. По воспоминаниям бывшего служащего полиции Асинкрита Ломаческого, потребители стали воровать газ у Общества освещения газом. Они зажигали фонари раньше и гасили позже установленного времени. Общество отпускало потребителям по 19 млн футов газа в год, а деньги получало только за 16 млн.

Ставить счетчики газа народ не хотел: этого прибора «домовладельцы, содержатели трактиров и погребов боялись, называя его чортовым глазом», пишет Ломаческий.

Глядя на неважные финансовые показатели компании, инвесторы не спешили покупать ее акции, и они стоили на 30% ниже номинальной. Да вдобавок с началом в 1853 году Крымской войны почти полностью прекратился импорт угля из Англии.

Видимо, вторая газовая компания — Общество столичного освещения — учла просчеты конкурента, и ее дела шли куда лучше, чем у первопроходца.

Электричество победило газ

Но уже к концу XIX века стало ясно, что дни газовых обществ сочтены. В 1870-х годах в Петербурге начинает развиваться электрическое освещение. Сначала в качестве эксперимента вводится электрическое освещение отдельных объектов. В числе первых получили электрический свет Екатерининская площадь (ныне площадь Растрелли), мост Александра II (Литейный). Начали освещать электрическим светом Кронштадтский фарватер, Ижорский механический завод. В 1880-х заменили газовые фонари на электрические на Почтамте, у здания Института гражданских инженеров императора Николая I (Архитектурно-строительный университет).

А в 1886-1888 годах сняли газовые фонари и с Зимнего дворца, заменив их на электрические.

Первая в Петербурге электрическая компания — Общество электрического освещения 1886 года — построила свой завод на Обводном, 76. Как будто в насмешку над газовыми соседями. На фото 1910 года видно газгольдер Общества столичного освещения.
Первая в Петербурге электрическая компания — Общество электрического освещения 1886 года — построила свой завод на Обводном, 76. Как будто в насмешку над газовыми соседями. На фото 1910 года видно газгольдер Общества столичного освещения.

Впрочем, газовики не сдавались. Еще в 1910-х годах в Петрограде прокладывали новые линии газопроводов и газифицировали новые объекты. Но прогресс неумолим: уже в 1930-х газгольдеры перестали использовать по их первоначальному назначению, большинство превратились в склады.

А к концу XX века в Ленинграде осталось всего несколько газгольдеров. Некоторые стали весьма известными.

Источники фото: 2gis.ru , moskva.zavod-gs.ru , panevin.ru , museum.spbstu.ru , humus.livejournal.com , yadi.sk , rusneb.ru , lib.pushkinskijdom.ru , www1.lti-gti.ru , ovsky-evsky.livejournal.com , liveinternet.ru , hermitagemuseum.org , small- pm. ru, ovsky-evsky.livejournal.com, kanoner.com.