— До «Угрюм-реки», — рассказывает художник по реквизиту Александр Пугачев, — у меня уже был опыт в производстве исторических фильмов. Особо выделю «Солнечный удар» Никиты Сергеевича Михалкова, где тоже был антураж конца XIX - начала XX веков. Работа для поиска необходимых предметов и создания ощущения времени стыка столетий в «Угрюм-реке» напоминала глобальное промывание породы, во время которого то здесь, то там находилась особенная крупинка. При погружении в крупный проект так всегда: где-то подходит общая масса, а порой случаются реальные находки.
Сибирь, тунгусы и верблюды
Я изучал архивные материалы, с удовольствием вникал в нюансы той эпохи. Были важны любые мелочи, вплоть до того, какая одежда была у тунгусов, и из какого оружия они стреляли. Как и то, как велись приисковые работы, какие машины были на приисках. Скажем, частные старальцы пользовались обычными лотками, но ими они снимали только золотую пенку, а крупную добычу золота уже велась с помощью в том числе паровых машин, чтобы снять как можно больше драгоценного металла даже с бедных месторождений за счет обогащения руды и прочего. Было интересно, какие караваны ходили в отдаленные места для поиска золота. И я нашел материалы, что в те времена в Сибири можно было легко встретить верблюдов. Именно их запрягали в подобные экспедиции, что даже было логично: по крутым и неразработанным дорогам верблюжья запряжка была удобнее в силу своей маневренности, кроме того эти животные хоть и медлительны, но неприхотливы и куда выносливее лошадей.
По усам текло...
Много любопытного можно узнать и про бытовые мелочи рубежа XIX-XX веков, что мы постарались отразить и в сериале. Изучались материалы купеческих праздников, вплоть до того, что ежедневно могли есть купцы: зачастую блюда были сезонные и готовились они специфически.
У меня есть знакомые повара, которые занимаются русской кухней, они в том числе консультировали съемочную группу: что и как подавалось, соответственно, с чем, сколько смен блюд было и так далее. Если коротко и емко, то ели раньше крепко, не то что сейчас. Много трудились и много ели. Как и пили. В сериале у нас наливочки, конечно, бутафорские. Но по цвету они соответствуют тем, что ценились в те времена — ягодные. Хотя в еще большем фаворе тогда были настойки. Например, «Цветы Ерофеича» — русская старинная настойка, виды которой варьировались от 17 до 40 градусов. Это эдакий русский «Бенедиктин», но если во Франции это был ликер, то у нас — именно горькая настойка. Популярностью также пользовались хреновухи разных сортов, медовые напитки, этого добра было бесконечное множество. По сути, это была целая культура: русские люди любили вкусно покушать и хорошо выпить. И эти традиции ныне полностью потеряны. Застольную самобытность мы не сохранили.
Золото и другие украшения
В ювелирных изделиях для «Угрюм-реки» мы использовали позолоту. Скажем, тот же амулет. Для съемок чаще делали украшения из меди, которую сверху уже покрывали золотом, для создания правильного цвета, сияния, ну и прочих нюансов дороговизны.
А вот промысловое золото мы делали по образцам геологическим. Само по себе оно достаточно невзрачно выглядит. Брали сподручные материалы и сверху покрывали золотистым спреем.
Большая часть украшений нашлась в киношном подборе. Выбирали то, что соответствовало времени действия сериала, потому что ювелирное искусство, как и любое другое, постоянно меняется. В драгоценностях есть свои штрихи, которые специалистам однозначно говорят о принадлежности украшения к тому или иному веку. Сережки Нины и Анфисы делали на заказ. Есть проверенные временем мастера-ювелиры, сотрудничающие с кинопроизводством, которые блистательно выполнили эту работу. Бивни мамонта в кабинете у Прохора, к слову, тоже изготавливали специально для съемок, но выглядят они настолько натурально, что постоянно вызывают любопытствующие взгляды и вопросы.
Ситцевая Русь
Ткани подбирались по рисункам тех времен, чтобы они соответствовали тому, что реально тогда выпускалось. Было много ситца. К слову, мануфактуры именно ткацкие в конце XIX века в России были достаточно развиты. Постельное белье и скатерти мы шили на заказ, опять же по лекалам того времени. Стоит отметить, что народ стремился к прекрасному — все было в кружевах. Крестьянского быта у нас немного, но если бы он был, то они тоже не ударяли в грязь лицом, в архивных материалах упоминаются красивые домашние вышивки...
Машина из музея
Машина, на которой ездит Прохор, абсолютно настоящая. Это Ford T первых выпусков. Автомобиль принадлежит одному из музейщиков в Екатеринбурге. У них там целое сообщество любителей старинной техники — и коллекция порядка 50 машин в идеальном состоянии — самые знаковые модели от начала прошлого века до 1970-х годов. Они предоставили нам машину на съемки, и мы использовали ее не только на Урале, но и перевозили в Москву и в Минск. Авто абсолютно аутентично, сделано для музея — от проводов до аккумулятора — там нет ни одной современной детали. Словом, она ого-го какой огонь.
#кино #декорации #премьера #ретроавтомобили