16,6K подписчиков

Гордон Диксон и его неосуществлённая мечта. "Дорсайский цикл" - прообраз великой эпопеи

1,1K прочитали

Гордон Диксон — писатель, оставивший после себя огромное литературное наследие: более 80 романов, множество повестей и рассказов, радиопьесы, сценарии, составленные им антологии… Однако больше всего он известен благодаря двум сериям, которые условно называют «двумя Д» - Дорсай и Драконы. Каждая из них хороша по-своему, но сегодня я хочу рассказать о серии «Дорсай». Почему? Причина проста: сам автор полагал этот цикл главным трудом всей своей жизни, ни больше, ни меньше. Так что давайте взглянем на нее поподробнее и разберемся, почему Гордон Диксон так думал.

Dorsai art by Luis Royo
Dorsai art by Luis Royo

Прежде всего, надо заметить, что, несмотря на общепринятое название цикла «Дорсай» сам автор его недолюбливал и называл его «Чайльд» - прямая отсылка к произведению английского поэта девятнадцатого века Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной Башни». Поэма эта, наполненная мрачным символизмом, послужила источником вдохновения для огромного количества художественных произведений (думаю, Роланд и Темная Башня у очень многих сразу же вызвали четкие ассоциации с одним хромым автором бестселлеров). В свою очередь, поэма Браунинга сама отсылает нас к шекспировскому «Королю Лиру», но это уже тема для отдельной статьи (сама по себе очень интересная).

Неудивительно, что все герои цикла, вдохновленного мистическим путешествием рыцаря из поэмы Браунинга — это профессиональные военные, продукт длительного искусственного отбора на планете Дорсай (давшей неофициальное название циклу). Основой их характера неизменно являются воинская доблесть, чувство долга и ответственности командиров перед своими подчиненными, причем название одной из книг «Генетический полководец» прямо говорит о том, что дело тут не в одном лишь суровом спартанском воспитании.

Dorsai art by Luis Royo
Dorsai art by Luis Royo

При поверхностном взгляде на произведения может создаться впечатление, что дорсайцы — лишь слегка осовремененная версия самураев с энергетическим оружием, но это не так. Трагедия в том, что дорсайская серия задумывалась Гордоном Диксоном как часть большого эпического цикла, сравнимого по размаху с «Академией» Азимова или «Дюной» Херберта. Кроме «дорсайских» романов в цикл должны были входить еще три больших исторических романа, описывающих события, происходившие в тринадцатом веке и три романа, посвященных известным людям двадцатого века.

Основной идеей этого метацикла, по замыслу Гордона Диксона, должна была стать этическая эволюция человечества. Итогом этой эволюции должно стать слияние трех основных этических императивов: Доблести, Философии и Веры, образуя Ответственного Человека, обладающего огромными, почти паранормальными возможностями. Из всего героев цикла этого статуса достигли только два героя — Донал Грэм и Хэл Мэйн, противостоящие многочисленным антагонистам. Антагонисты эти, в свою очередь, тоже эволюционировали и добились немалых высот и власти благодаря тому, что сумели объединить в себе хотя бы два из Императивов (например в случае Блейза Аренза, противника Хэла Мэйна, это Философия и Вера, дающие на выходе Фанатизм).

-3

К сожалению, грандиозный замысел, выросший из ранних рассказов и повестей о разбившемся на галактические осколки человечества, так и не был реализован. Увы, Гордон Диксон не успел даже дописать третий из основных романов Дорсайской части метацикла. Возможно, поэтому сложно в полной мере оценить философскую глубину этой серии. С другой стороны, не зря же именно «дорсайские» произведения Гордона Диксона собрали самый богатый «урожай» премий и наград, включая самые престижные премии в мире фантастики - «Хьюго» и «Небьюлу».

В любом случае, будете ли вы читать «Чайльд» как часть эпического рассказа о развитии человечества, или как просто динамичные, но не лишенные философской глубины приключенческие рассказы о солдатах будущего — удовольствие вам гарантировано!