Найти в Дзене
михаил прягаев

«Ищите в заговоре Большого мингрела»

Генерал Церетели, к которому кто-то когда-то прилепил кличку «цепной пес Берии», об участии которого в убийстве Бовкула-Луганца и похищении жены маршала Кулика я рассказывал в статьях: «Загадочное похищение жены маршала Кулика», «Банда генералов-киллеров. Убийство полпреда» и «Банда генералов-киллеров. Покушение на министра» после низвержения своего патрона, ожидаемо, попал на скамью

Генерал Церетели, к которому кто-то когда-то прилепил кличку «цепной пес Берии», об участии которого в убийстве Бовкула-Луганца и похищении жены маршала Кулика я рассказывал в статьях: «Загадочное похищение жены маршала Кулика», «Банда генералов-киллеров. Убийство полпреда» и «Банда генералов-киллеров. Покушение на министра» после низвержения своего патрона, ожидаемо, попал на скамью подсудимых.

«Между прочим, Церетели был награжден 14-ю орденами. Столько орденов, по крайней мере, только советских, не было у полководцев Великой Отечественной войны Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского». - Рассказывает Николай Смирнов в книге «Рапава и другие».

Шалва Церетели
Шалва Церетели

Смирнов в качестве секретаря участвовал в судебном заседании по обвинению бывших ответственных работников НКВД-МВД-МГБ Грузинской ССР и СССР А.Н. Рапавы, Н.М. Рухадзе, Ш.О. Церетели, К.С. Савицкого, Н.А. Кримяна, А.С. Хазана, Г.И. Парамонова и С.Н. Надараи.

Следствие нашло множество фактов организационного и личного участия всех обвиняемых в пытках, избиениях граждан, фальсификации уголовных дел.

Например, установлены обстоятельства избиения во внутренней тюрьме НКВД Грузии с целью дачи ложных показаний беременной женщины. В результате побоев плод умертвили. Женщина потом скончалась от общего заражения крови.

При обыске в кабинете Хазана, кроме прочего, обнаружили плетки, веревки, шомпола и другие орудия избиения, которые использовались во время допросов арестованных.

Установлено также, что Рухадзе, в момент эпизода находившийся на должности начальника Гагрского городского отдела НКВД Грузинской ССР, находясь в командировке в НКВД республики, совместно с другим сотрудниклом НКВД до смерти забили арестованного, а Рапава скрыл это происшествие.

Именно взаимоотношения этих двух персонажей Рапавы и Рухадзе выделяются на фоне монотонного перечисления иных однотипных преступлений обвиняемых.

Для Рапавы арест в 1953 году был не первым.

Ранее Рапава арестовывался в 1951 г. по обвинению в принадлежности к так называемой «мингрело-националистической группе». Следствие по его делу вел как раз Рухадзе.

Фигурантами этого мингрельского дела кроме Рапавы были: второй секретарь ЦК КП(б) Грузии М.И. Барамия, генеральный прокурор Шония и академик Шариа - член мандатной комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР, ранее работавший заместителем начальника внешней разведки НКВД, заведующий административным отделом ЦК компартии Грузии Кучава, заведующий отделом партийных кадров Чичинадзе и многие другие. Всего было арестовано 37 партийных и государственных работников.

Считается, что поводом к возникновению этого дела были многочисленные факты коррупции в Грузии.

«В последнее время в ЦК ВКП (б) поступили сведения о том, что в Грузии сильно развито взяточничество, что борьба со взяточничеством ведется там более, чем неудовлетворительно». – Говорилось в специально по этому поводу изданному постановлению ЦК ВКП(б) и Совмина СССР.

Группа мингрельских националистов обвинялась в том, что «она ставит своей целью, прежде всего, помощь нарушителям законов из числа мингрельцев, она покровительствует преступникам из мингрельцев, она учит их обойти законы и принимает все меры вплоть до обмана правительства центральной власти к тому, чтобы вызволить «своих людей»».

Возможно, что взяточничество в Грузии (в наличии которого сомневаться не приходится) было лишь поводом к возникновению мингрельского дела. Причина крылась в другом.

Шария и Рапава были близкими друзьями Берии, близкими настолько, что Шария даже называли «душеприказчиком Берии».

Раздинский в книге о Сталине пишет, что вождь прямо сказал Абакумову: «Ищите в заговоре Большого мингрела».

По словам Судоплатова, Сталин будто бы приказал установить записывающие устройства в квартире матери Берии, Марты, предполагая, что будет зафиксировано ее сочувствие опальным мингрельским руководителям.

А еще, в этом же 1952 году грузинским МГБ был арестован Теймураз Шавдия – племянник Берия, которого позднее приговорили к 25 годам лишения свободы за измену Родине.

По данным следствия он, попав в плен в начале войны, перешел на сторону врага. Служил в должности командира отделения в Грузинском легионе. За боевые заслуги перед Рейхом унтершарфюрер Теймураз Шавдия был награждён серебряным Знаком отличия для восточных народов II класса (в просторечии эту награду называли "Зелёная лента").

«В 1942-1943 годах Грузинский легион воевал против советских войск на различных направлениях (в основном на Украине), а в ноябре-декабре 1943 года части Грузинского легиона были переброшены в Северную Францию, где по заданию немцев сражались против французских партизан. Воевал против французских партизан и Теймураз Шавдия. И не только воевал, но и принимал участие в расстрелах». В обвинительном заключении по делу Шария, возбужденного после ареста Берия зафиксировано, что тот «помог Берия доставить в Советский Союз из Парижа и укрыть от ответственности родственника жены Берия Теймураза Шавдия, изменившего Родине и являвшегося в период войны сотрудником гитлеровской «службы безопасности» — «СД»».

Кроме этого, Берия в своей записке в Президиум ЦК КПСС от 8 апреля 1953 года сообщал: «И.В. Сталин систематически звонил в Тбилиси непосредственно в МГБ Грузинской ССР Рухадзе и ЦК КП(б) Грузии т. Мгеладзе и требовал отчета о ходе следствия, активизации следственных мероприятий и представлении протоколов допросов ему и т. Игнатьеву».

Почему наезд на Берию организовался только сейчас? Видимо потому, что в ведомстве Берия появился человек, отважившийся пойти против шефа. Этим человеком был недавно назначенный начальник Следственной части по особо важным делам МГБ СССР, заместитель министра государственной безопасности СССР и член Коллегии МГБ Рюмин.

Он уже показал себя в 1948 году, «добывая» под патронажем Абакумова материалы для несостоявшегося ареста маршала Г. К. Жукова, позже, расследуя «дело врачей», вскрыв «сионистский заговор» и свалив своего бывшего патрона и покровителя Абакумова.

Как показал Рапава в суде, Рухадзе вел следствие с грубым нарушением закона. Ему создали невыносимые условия, в течение 160 суток он фактически не спал. Ночью допрашивали, а днем спать не давали, помещали его в холодные и горячие камеры, 35 суток держали в карцере.

Сотрудник внутренней тюрьмы МГБ Грузии, свидетель Ф.В. Будников в суде показал, что арестованного Рапаву помещали в холодную камеру раздетым и в наручниках.

Так Рапава испытал на себе собственное детище. Судя по информации, предоставленной автором книги «Рапава и другие» пыточные камеры в тюрьме Тбилиси были установлены в бытность Рапавы на посту народного комиссара внутренних дел Грузии.

«Находившиеся там арестованные испытывали неописуемые муки, - рассказывал на следствии бывший фельдшер внутренней тюрьмы HКВД Грузинской ССР - случалось, и умирали. Как пояснила свидетель Тестова, в «горячих» камерах вдоль стен были проложены специальные трубы, по которым подавался пар. В «холодных» камерах зимой на пол набрасывался снег, и арестованный помещался в нее раздетым».

Однако после интенсивной разработки в течение осени 1951 г - весны 1952 г. мингрельское дело заглохло. Берия нашел аргументы отвести от себя эту угрозу. Политбюро предложило Берия возглавить партийную комиссию по расследованию дела «мингрельских уклонистов» и направило в Тбилиси именно его. Формальная смена руководства была проведена в апреле 1952 г., в присутствии представителя ПБ Берия. Василий Сталин обвинил Берия в том, что в мингрельском деле Берия будто бы все свел к снятию Чарквиани.

Хотел ли Сталин определить Берию соседом к Абакумову? Полагаю, что нет. Абакумов был, как он сам в письме Сталину и сформулировал, всего лишь послушным исполнителем воли хозяина. А недостатка в таких людях у вождя не было. Берия, кроме прочего, обладал незаурядными организаторскими способностями, и в руководстве атомным проектом его заменить было, видимо, не кем.

Думаю, что мингрельское дело возникло, как напоминание Берии того, кто в доме хозяин.

Поэтому, как только свою цель оно исполнило, так и развалилось. Рюмин, сам того не поняв, действительно был в нем камикадзе. Его Сталин использовал, как сейчас сказали бы, «втемную».

А потом произошла рокировка: летом 1952 года был арестован Рухадзе, а Шария, Рапава и их подельники по делу «мингрельско-националистической группы», сразу после смерти Сталина, из-под стражи освобождены.

13 ноября 1952-го был снят с должности заместителя министра госбезопасности и начальника следственной части МГБ и Рюмин.

«Берия, заняв в марте 1953 г. пост министра внутренних дел СССР, немедленно освободил Шария из тюрьмы, вызвал его в Кремль и поручил Шария составление документов государственной важности, а затем 9 апреля 1953 г. назначил Шария своим помощником в Совете Министров СССР.

Характерно, что, освобождая Шария из тюрьмы, Берия поручил ему составить представление в Правительство по тому самому делу, по которому Шария был ранее арестован и привлечен к уголовной ответственности». – Говорится в обвинительном заключении по делу Шария, возбужденного после ареста Берии.

17 марта 1953-го был арестован Рюмин, а в МВД под руководством Берии готовилась реабилитация арестованных врачей. Она была подана со всесоюзным размахом. В апреле 1953-го в передовице газеты «Правда», посвященной этому событию Рюмин был назван «презренным авантюристом».

Рухадзе предъявили обвинение в том, что он являлся турецким шпионом и готовил террористический акт в отношении Сталина. В вину Рухадзе вменялось и то, что он женат на бывшей жене врага народа Арутюнова — бывшего секретаря бывшего председателя ГПУ Грузии Д.С. Киладзе.

После ареста Берии эти обвинения с Рухадзе были сняты, но из-под стражи его не освободили, поскольку ему предъявили новые обвинения, и со своим подследственным Рапава он оказался на одной скамье.

Брат жены Рапавы — Георгий Жордания — в 1928 г. выстрелом из пистолета, принадлежавшего Рапаве (он тогда работал в особом отделе), убил своего товарища. Испугавшись ответственности, Жордания бежал в Турцию.

Как показал Рухадзе, о побеге Жордании в Турцию было известно. Стало известно и то, что Жордания затем перебрался в Париж, состоял в антисоветской организации. С началом войны Жордания поступил на службу к немцам, служил в разведке. В 1943 г. он находился в Пятигорске. Был составлен план ликвидации Жордании, который представили Рапаве на утверждение, но он не утвердил этот план.

Оба: и Рухадзе, и Рапава, как и другие фигуранты, были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в один день.

Не смотря на арест Берии, Рюмина расстреляли тоже.

В заключение приведу еще одну цитату из книги Смирнова «Рапава и другие».

«В то время он, Хазан, «был одержим другой манией». Эта мания у него выражалась, как было установлено, в том, что в каждом человеке он видел неразоружившегося врага. Об этом убедительно рассказали допрошенные в суде свидетели. Хазан полагал, что все творившееся было «вызвано необходимостью скорейшего уничтожения пятой колонны в СССР»».

Никаких параллелей не возникает?

Материалы упоминаемые в тексте статьи, и близкие по тематике.

«Загадочное похищение жены маршала Кулика»

«Банда генералов-киллеров. Покушение на министра»

«Банда генералов-киллеров. Убийство полпреда»

«Очевидное - невероятное отечественной истории. НКВД. Массовые расстрелы»

«Семь орденов палача, расстрелявшего 20 тысяч человек»

«Роковая ошибка кровавого карлика»

Не забудьте подписаться на канал. На нем будет еще очень много интересных статей. Ваш "лайк", извините за термин, будет достаточной благодарностью за написанную специально для Вас статью.

С уважением. Михаил.