Введение жестких экологических требований к содержанию вредных веществ в выхлопных газах автотранспорта привело к появлению и широкому использованию нейтрализаторов в выхлопной системе автомобиля, а также способствовало возникновению системы рециклинга (их организованного сбора и переработки).
Сегодня все без исключения новые автомобили снабжаются автокатализаторами (каталитическими нейтрализаторами), которые позволяют значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.
В результате химических реакций, происходящих в автокатализаторе, опасные недогоревшие остатки – угарный газ (CO), окиси азота, углеводороды – преобразуются в гораздо более безопасные соединения: углекислый газ, азот и воду.
Для оптимизации и ускорения этих реакций используются вещества-катализаторы – три металла платиновой группы: платина (Pt), палладий(Pd) и родий (Rh), которыми покрывают изнутри сотовую конструкцию автокатализатора.
Нужно отметить, что каждая новая модель автомобиля выпускается с новым типом выхлопной системы и поэтому на данный момент мы имеем уже несколько сотен различных типов автокатализаторов, с разными вариантами содержания в них драгоценных металлов платиновой группы.
Ресурс службы автокатализатора в среднем составляет от 100 до 150 тыс. км, после чего их отправляют на переработку.
Переработка отработанных автомобильных катализаторов не только помогает защитить экологию нашей планеты, но и позволяет использовать ценные платиновые металлы для повторного производства. К слову, лом автокатализаторов имеет более высокое содержание платины, палладия и родия, чем руда, содержащая металлы платиновой группы (МПГ, PGM)!
1. ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ!
Катализаторы состоят из редких драгоценных металлов: Pt, Pd, Rh (платина, палладий, родий). Цена на металлы определяется каждый день на торгах Лондонской биржи (LME).
Вывод простой: Чем дороже стоят металл, тем дороже катализатор.
Состав металлов в разных катализаторах может быть, например:
- платина, палладий + родий
- палладий + родий
- платина + родий,
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ КАТАЛИЗАТОРОВ.
На состав катализатора и его массу влияют несколько аспектов:
№1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.
Чем больше объем двигателя, тем больше вредных выхлопов он производит, а значит тем лучше должен быть катализатор.
№2. СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ.
Зарубежные катализаторы содержат в себе больше платины, палладия и родия в сравнение с отечественным автопромом.
№3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Страны для которого предназначен автомобиль.
№4. ГОД ВЫПУСКА АВТОМОБИЛЯ.
С каждым годом производитель вынужден соответствовать экологическим нормам и совершенствовать катализаторы, а значит и наносить больше драгоценных металлов (Pt, Ph, Pd).
Внимание!!!
Зная марку автомобиля, рынок для которого он предназначался, объем двигателя и класс автомобиля мы можем примерно обозначить примерные рамки стоимости катализатора.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
Разобравшись из чего складывается цена катализатора, перейдем к процессу оценки его. Прежде чем понять, как могут обмануть, нужно понять, как устроен честный расчет.
Рассказываем, как это делается:
- Извлечение катализатора. Есть компании кто выполняет это бесплатно или за вырез берут от 1000 рублей и выше в зависимости от размеров самого катализатора.
- Проведение анализа. Это происходит при помощи анализатора химического состава. Средняя цена на такой анализатор составляет около 2,0 млн. рублей. Прибор помогает определить содержание драгоценных металлов и определить стоимость самого катализатора.
4. ЛУЧШИЙ ПРИБОР ДЛЯ АНАЛИЗА ОТРАБОТАННЫХ КАТАЛИЗАТОРОВ- VANTA L!!!!
Для определения содержания драгоценных (благородных) металлов в автокатализаторах можно использовать химические и физические методы анализа.
Химические методы определения состава вещества (аналитическая химия) требуют сложной пробоподготовки, они очень трудоемки, длительны и дорогостоящи.
Среди физических методов одним из лучших для определения содержания металлов платиновой группы по праву считается рентгено-флюоресцентный метод анализа (XRF, РФА).
Портативный рентгенофлуоресцентный (XRF) анализатор VANTA от компании Olympus обеспечивает быстрое и высокоточное определение платины, палладия и родия и других металлов в отработанных автокатализаторах.
Компания Olympus выпустила прибор Vanta L для калибровки автомобильных и промышленных катализаторов и сажевых фильтров для контроля таких элементов как: Pt, Pd, Rh, Ti, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Sr, Zr, Nb, Mo, Ag, Cd, Sn, Sb, Ba, Ce, Hf, Ta, W, Se, Pb, Bi.
Только анализатор Vanta L имеет возможность отличить (Pt, Pd) от Se (селен) и Ta (тантал), так как приборы других производителей не имеют такой возможности.