В процессе своих изысканий археологи регулярно обнаруживаютартсфакты, которые нельзя однозначно увязать ни с одной из известных культур. Одним из «неопознанных» артефактов является Фестский диск. Что он собой представляет и почему споры вокруг него не утихают ^десятилетиями?
Находка на Крите
Летом 1908 года на южном побережье Крита работала археологическая экспедиция под руководством авторитетного итальянского ученого Фредерико Хальбхерра Целью раскопок был древний город Фест — один из центров минойской цивилизации, возникший свыше 4 000 лет назад и частично разрушенный землетрясениями и цунами, которые породило извержение вулкана острова Санторин около 1628 года д о и. э. Примечательно, что сегодня с извержением связывают появление легенд о Всемирном потопе и гибели Атлантиды Среди находок экспедиции числится необычный артефакт — диск из терракоты диаметром 16 см, на обеих сторонах которого нанесены борозды в виде спирали и 242 четких иероглифа. Его обнаружили в потайной ячейке подсобного храм ового помещения. Ученые рассчитывали отыскать другие артефакты с такими же надписями, но все усилия оказались тщетными. Д иск был признан «изолированным памятником», то есть не имеющим четкой привязки к какой-либо культуре и эпохе.
Перед специалистами, взявшимися идентифицировать его, сразу встал ряд трудноразрешимых вопросов. В каком направлении следует читать текст: из центра диска к периферии или наоборот? Был ли диск изготовлен на Крите или его привезли в Фесг из другого места? Соответствует ли диск культурному слою, в котором был обнаружен, или его создали раньше? Действительно ли иероглифы диска содержат некое сообщение или это поле для забытой настольной игры? Если мы все-таки имеем дело с сообщением, то что означает каждый иероглиф — букву, слог или слово? Однозначных ответов нет д о сих пор. поэтому вокруг Фестского диска возникло множество спекулятивных гипотез, авторы которых претендуют на то, что им удалось расшифровать загадочную надпись.
Гипотезы происхождения
Расшифровка надписи на диске имеет большое значение для исторической науки прежде всего потому, что иероглифы не начертаны, а выдавлены в мягкой глине до ее обжига с помощью готовых деревянных или каменных печатей. То есть по факту надпись является самым древним «печатным» текстом (он был создан в 1700 году д о н. э.). что говорит о ом развитии породившей его культуры.
В науке принято сначала рассматривать самые простые гипотезы, не требующие введения дополнительных допущений. Если же те все-таки вводятся, то их следует серьезно обосновать. Поэтому изначально исследователи Фестского диска исходили из того, что он был изготовлен на месте, то есть имеет отношение к крито-минойской цивилизации. Следовательно, у языка, на котором сделана надпись, должны быть общие корни с древнегреческим.
Довольно быстро было установлено (конечно, с оговоркам и о степени вероятности), что надпись следует читать от периферии к центру и что в ней используется слоговое письмо. Но дальнейшее сопоставление с древнегреческим алфавитом натолкнулось на непреодолимые трудности: либо автор надписи был чудовищно безграмотным, либо все-таки использовал какой-то другой язык. Более того, найденные поблизости таблички с критским линейным письмом А. которое считается более древним, чем диск, не обнаруживаю т какого-либо сходства с загадочными иероглифами.
Поэтому ученые начали искать другие места, где он м ог быть изготовлен. Например, английский историк Артур Эванс утверждал, что д иск попал на Крит из Анатолии (Малая Азия, часть территории современной Турции) и является мирным соглашением минойского царя с каким-то соседним народом. Немецкий египтолог Эдуард Мейер был уверен, что диск — это трофей, захваченный у филистимлян, населявших приморскую часть Израиля.
Ирландский археолог Роберт Макалистер считал родиной диска Северную Африку.
Ученые предлагали и привязки надписи к разным древним языкам. Например, болгарский лингвист Владимир Георгиев пытался доказать, что она сделана на лувийском языке, имевшем распространение в Хеттском царстве. Советский историк Аркадий Молчанов, наоборот, полагал, что надпись сделана на Крите и содержит перечень местных правителей с указанием городов, которые находятся в их владении.
Диск якобы был «мандатом» на правление и выдавался царем очередному правителю.
Поскольку данный акт имел политико-ритуальное значение, надпись изготавливалась с использованием особой письменности, которую знала только элита.
Плач этрусков
Часть исследователей попыталась связать происхождение д иска с этрусками — народом, пришедшим из Малой Азии или из-за Альп, который поселился на северо-западе Апеннинского полуострова (современная Тоскана) и во многом способствовал формированию древнеримской культуры. Например, считается, что римляне позаимствовали у этрусков архитектуру, инженерию, погребальные обряды, гонки на колесницах и даже гладиаторские бои. История этрусков до сих лор остается малоизученной, поскольку не удается расшифровать смысл большинства сохранившихся текстов на их языке.
На возможную связь между этрусками и Фестским диском указывает еще один загадочный артефакт — свинцовая пластина округлой формы, на которой с двух сторон нанесена спиралевидная надпись.
Часть исследователей попыталась связать происхождение д иска с этрусками — народом, пришедшим из Малой Азии или из-за Альп, который поселился на северо-западе Апеннинского полуострова (современная Тоскана) и во многом способствовал формированию древнеримской культуры. Например, считается, что римляне позаимствовали у этрусков архитектуру, инженерию, погребальные обряды, гонки на колесницах и даже гладиаторские бои. История этрусков до сих лор остается малоизученной, поскольку не удается расшифровать смысл большинства сохранившихся текстов на их языке.XIII века до н. э.. то есть как минимум через 300 лет после создания диска.
Впрочем, эти соображения никак не повлияли на возникновение в 1980-е годы теории о невероятной древности этрусков, которые были славянами, создали письменное и стали родоначальниками всех европейских культур. Ее ввел в оборот московский геолог Геннадий Гриневич, который на досуге занимался изучением различных нерасшифрованных надписей. При этом он исходил из допущения, что иероглифы Фестскогодиска являются заглавными буквами линейного письма А. а сам язык крито-микенской цивилизации был праславянским. В результате Гриневичу удалось (как он сам утверждает, за одну ночь 23 апреля 1983 года) расшифровать надпись. Якобы она состоит из 66 слов и представляет собой жалобы переселенцев из рода рысичей на судьбу, заставившую их покинуть родную Рысиюнию, которую исследователь идентифицирует с трипольской культурой раннего бронзового века, распространенной на территории современных Молдавии и Украины.
Понятно, что никто из серьезных ученых, занимающихся Фестским диском, не принял расшифровку, сделанную дилетантом, тем более что таких расшифровок накопилось великое множество. Однако Гриневич не остановился на достигнутом и развил свою гипотезу до утверждений, что в Триполье существовала высококультурная цивилизация, которая изобрела не только письменность, но даже авиацию и атомное оружие! Его умозрительные построения пользуются популярность и сегодня — прежде всего в кругах российских конспирологов и националистов.
Остается признать, что тайна Ф естского диска пока еще далека от раскрытия.
Что касается версий ее расшифровки, то следует все же прислушиваться к мнению проф ессиональных историков. В ином случае мы рискуем быть погребены под валом вольных интерпретаций. Например, когда я писал эту статью, то долго рассматривал фотографии д и ска И с учетом обстоятельств его обнаружения пришел к выводу, что это пошаговая инс грукция для поиска места, где спрятаны сокровищ а царя, составленная для его наследников.
Попробуйте опровергнуть!