Найти тему

Загадка Фестского диска

Оглавление
-2

В процессе своих изысканий археологи регулярно обнаруживаютартсфакты, которые нельзя однозначно увязать ни с одной из известных культур. Одним из «неопознанных» артефактов является Фестский диск. Что он собой представляет и почему споры вокруг него не утихают ^десятилетиями?

Находка на Крите

Летом 1908 года на южном побережье Крита работала археологическая экспе­диция под руководством авторитетного итальянского ученого Фредерико Хальбхерра Целью раскопок был древний город Фест — один из центров минойской циви­лизации, возникший свыше 4 000 лет назад и частично разрушенный землетрясениями и цунами, которые породило извержение вулкана острова Санторин около 1628 года д о и. э. Примечательно, что сегодня с из­вержением связывают появление легенд о Всемирном потопе и гибели Атлантиды Среди находок экспедиции числится необычный артефакт — диск из терракоты диаметром 16 см, на обеих сторонах ко­торого нанесены борозды в виде спирали и 242 четких иероглифа. Его обнаружили в потайной ячейке подсобного храм о­вого помещения. Ученые рассчитывали отыскать другие артефакты с такими же надписями, но все усилия оказались тщет­ными. Д иск был признан «изолированным памятником», то есть не имеющим четкой привязки к какой-либо культуре и эпохе.

Перед специалистами, взявшимися идентифицировать его, сразу встал ряд трудноразрешимых вопросов. В каком на­правлении следует читать текст: из центра диска к периферии или наоборот? Был ли диск изготовлен на Крите или его привезли в Фесг из другого места? Соответствует ли диск культурному слою, в котором был об­наружен, или его создали раньше? Дейст­вительно ли иероглифы диска содержат некое сообщение или это поле для забытой настольной игры? Если мы все-таки име­ем дело с сообщением, то что означает каждый иероглиф — букву, слог или сло­во? Однозначных ответов нет д о сих пор. поэтому вокруг Фестского диска возникло множество спекулятивных гипотез, авторы которых претендуют на то, что им удалось расшифровать загадочную надпись.

Гипотезы происхождения

Расшифровка надписи на диске имеет большое значение для исторической науки прежде всего потому, что иероглифы не начертаны, а выдавлены в мягкой глине до ее обжига с помощью готовых дере­вянных или каменных печатей. То есть по факту надпись является самым древ­ним «печатным» текстом (он был создан в 1700 году д о н. э.). что говорит о ом развитии породившей его культуры.

В науке принято сначала рассматривать самые простые гипотезы, не требующие введения дополнительных допущений. Если же те все-таки вводятся, то их следует се­рьезно обосновать. Поэтому изначально исследователи Фестского диска исходили из того, что он был изготовлен на месте, то есть имеет отношение к крито-минойской цивилизации. Следовательно, у языка, на котором сделана надпись, должны быть общие корни с древнегреческим.

Довольно быстро было установлено (конечно, с оговоркам и о степени веро­ятности), что надпись следует читать от периферии к центру и что в ней исполь­зуется слоговое письмо. Но дальнейшее сопоставление с древнегреческим ал­фавитом натолкнулось на непреодоли­мые трудности: либо автор надписи был чудовищно безграмотным, либо все-таки использовал какой-то другой язык. Более того, найденные поблизости таблички с критским линейным письмом А. которое считается более древним, чем диск, не обнаруживаю т какого-либо сходства с загадочными иероглифами.

Поэтому ученые начали искать другие места, где он м ог быть изготовлен. На­пример, английский историк Артур Эванс утверждал, что д иск попал на Крит из Анатолии (Малая Азия, часть территории современной Турции) и является мирным соглашением минойского царя с каким-то соседним народом. Немецкий египтолог Эдуард Мейер был уверен, что диск — это трофей, захваченный у филистимлян, населявших приморскую часть Израиля.

Ирландский археолог Роберт Макалистер считал родиной диска Северную Африку.

Ученые предлагали и привязки надпи­си к разным древним языкам. Например, болгарский лингвист Владимир Георгиев­ пытался доказать, что она сделана на лувийском языке, имевшем распространение в Хеттском царстве. Советский историк Аркадий Молчанов, наоборот, полагал, что надпись сделана на Крите и содержит пе­речень местных правителей с указанием городов, которые находятся в их владении.

Диск якобы был «мандатом» на правление и выдавался царем очередному правителю.

Поскольку данный акт имел политико-риту­альное значение, надпись изготавливалась с использованием особой письменности, которую знала только элита.

Плач этрусков

Часть исследователей попыталась связать происхождение д иска с этрус­ками — народом, пришедшим из Малой Азии или из-за Альп, который поселился на северо-западе Апеннинского полуост­рова (современная Тоскана) и во многом способствовал формированию древне­римской культуры. Например, считается, что римляне позаимствовали у этрусков архитектуру, инженерию, погребальные обряды, гонки на колесницах и даже гла­диаторские бои. История этрусков до сих лор остается малоизученной, поскольку не удается расшифровать смысл большин­ства сохранившихся текстов на их языке.

На возможную связь между этрусками и Фестским диском указывает еще один загадочный артефакт — свинцовая плас­тина округлой формы, на которой с двух сторон нанесена спиралевидная надпись.

Часть исследователей попыталась связать происхождение д иска с этрус­ками — народом, пришедшим из Малой Азии или из-за Альп, который поселился на северо-западе Апеннинского полуост­рова (современная Тоскана) и во многом способствовал формированию древне­римской культуры. Например, считается, что римляне позаимствовали у этрусков архитектуру, инженерию, погребальные обряды, гонки на колесницах и даже гла­диаторские бои. История этрусков до сих лор остается малоизученной, поскольку не удается расшифровать смысл большин­ства сохранившихся текстов на их языке.XIII века до н. э.. то есть как минимум через 300 лет после создания диска.

Впрочем, эти соображения никак не повлияли на возникновение в 1980-е годы теории о невероятной древности этрус­ков, которые были славянами, создали письменное и стали родоначальниками всех европейских культур. Ее ввел в обо­рот московский геолог Геннадий Гриневич, который на досуге занимался изучением различных нерасшифрованных надпи­сей. При этом он исходил из допущения, что иероглифы Фестскогодиска являются заглавными буквами линейного письма А. а сам язык крито-микенской цивилизации был праславянским. В результате Гриневичу удалось (как он сам утверждает, за одну ночь 23 апреля 1983 года) расшифровать надпись. Якобы она состоит из 66 слов и представляет собой жалобы переселенцев из рода рысичей на судьбу, заставившую их покинуть родную Рысиюнию, которую исследователь идентифицирует с триполь­ской культурой раннего бронзового века, распространенной на территории совре­менных Молдавии и Украины.

Понятно, что никто из серьезных уче­ных, занимающихся Фестским диском, не принял расшифровку, сделанную дилетантом, тем более что таких расшифровок накопилось великое множество. Однако Гриневич не остановился на достигнутом и развил свою гипотезу до утверждений, что в Триполье существовала высококуль­турная цивилизация, которая изобрела не только письменность, но даже авиацию и атомное оружие! Его умозрительные по­строения пользуются популярность и се­годня — прежде всего в кругах российских конспирологов и националистов.

Остается признать, что тайна Ф естско­го диска пока еще далека от раскрытия.

Что касается версий ее расшифровки, то следует все же прислушиваться к мнению проф ессиональных историков. В ином случае мы рискуем быть погребены под валом вольных интерпретаций. Например, когда я писал эту статью, то долго рас­сматривал фотографии д и ска И с учетом обстоятельств его обнаружения пришел к выводу, что это пошаговая инс грукция для поиска места, где спрятаны сокровищ а царя, составленная для его наследников.

Попробуйте опровергнуть!