Найти тему

Зачем искать Святой Грааль?

Оглавление

Древние артефакты, обладающие, по легендам, невероятным могуществом... Их довольно много. Тут и посох Моисея, и ковчег Завета, и копье Лонгина (оно же копье Судьбы), и, конечно же, святой Грааль, поиски которого длятся уже почти 2 тысячи лет, и конца им не видно. Так что же такое святой Грааль и зачем его ищут, неужели только для того, чтобы воспользоваться мифической силой артефакта в личных целях?

Что они могут

Когда речь заходит освящен­ных реликвиях и артефактах, то понятно, что научный подход применим к их изучению весьма относительно. Поскольку, во-пер­вых, очень часто изучать просто нечего по причине отсутствия предмета изучения, а, во-вторых, само понятие чуда, которое не­отъемлемо присуще упомянутым артефактам (реликвиям), наукой не рассматривается по опреде­лению. Не бывает чудес с точки зрения науки, бывают лишь необьясненные явления. Поэтому научный подход отодвинем в сторону (благо не все в нашей жизни в нем нуждается, отнюдь не все) и рассмотрим вопрос с точки зрения мифологии и обыч­ного человеческого восприятия, для которого чудесные свойства, присущие той или иной священ­ной реликвии, вполне могут иметь место, поскольку чудо как таковое — неотьемлемая основа любой веры. Вот посох Моисея.

На вид обычная пастушеская палка (во всяком случае, так его часто изображали живописцы и так же выглядит тот посох, ко­торый хранится в Стамбуле под названием Моисеева), а мог по желанию своего владельца пре­вращаться в змею, расцветать, добывать воду из камня, раздви­гать море, ч тобы обеспечить лю­дям проход на другую сторону, и многое другое.

Или копье Лонгина — то са­мое, которым римский легионер, сотник Лонгин, пронзил распято­го Христа. Сам Лонгин уверовал после того, как кровь Спасителя попала ему на глаза и излечила от катаракты, был свидетелем воскресения Иисуса Христа, а позже и вовсе стал святым. Его копье, смоченное кровью Бога и человека, немедленно превра­тилось в священную реликвию небывалой силы. Военной, конеч­но же. По преданию, копье спо­собно даровать победу своему владельцу в любой, даже самой безнадежной битве. Чем успешно пользовались Константин Вели­кий в битве у Мульвийского мос­та, после которой христианство стало государственной религией Римской империи; король Теодорих I, победивший с его помощью орды гуннов Аттилы, и многие другие. Говорят, даже Адольф Гитлер искал копье Судьбы, дабы переломить ход Второй мировой войны, но, слава богу, не нашел.

Чаша

Освященных реликвиях мож­но рассказывать долго — их мно­го. Но мы поговорим об одной, самой главной — чаше Грааля.

Как утверждает легенда и цер­ковное предание, это чаша, из которой Спаситель пил вино на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский (тот самый, кто выпросил у Пилата тело Христа и похоронил его в своей гробнице) собрал кровь Иисуса после его смерти. В том. что такая чаша существовала и существует до сих пор, у верующих христиан нет ни малейших сомнений. Как нет ни малейших сомнений в том, что святой Грааль способен на великие чудеса для того, кто им завладеет, прикоснется к нему или даже просто увидит. Самые главные из них — немедленное прощение грехов и гарантирован­ная вечная жизнь на небесах, то есть сначала в раю. а после вто­рого пришествия Христа в обнов­ленном мире и в собственном воскресшем теле. Многие так­же верят, что святая чаша дает множество чудесных благ уже в этой жизни, например любую еду и литье; открывает доступ ко всем тайнам и богатствам мира; воз­вращает молодость и здоровье и так далее и тому подобное.

Почему Грааль? Этимология слова в точности не установлена.

Самая распространенная гипоте­за выводит слово от греческого кратера (кратер) — сосуда для смешивания вина, через латин­ское gradalis (то же самое) к древ­непровансальскому grazal (чаша из глины, дерева или металла) и, наконец, старофранцузскому граалю (graal). Есть еще несколь­ко гипотез, но мы их здесь рас­сматривать не станем, поскольку это не имеет особого значения.

Главное, что святая чаша исчезла с человеческих глаз много веков назад и обрести ее вновь — мечта всего христианского мира.

Местонахождение и поиски

Когда же святой Грааль ис­чез? Легенды утверждают, что Иосиф Аримафейский привез его вместе с копьем Лонгина в Британию еще в I веке н. э. Там он основал монастырь. 8 котором реликвии и хранились вплоть до смерти святого. Затем Грааль и копье Судьбы якобы попали к ко­ролю Артуру и наряду с его ска­зочным мечом Эскалибуром ста­ли главными артефактами его ле­гендарного королевства. Много позже святой Грааль всплывает в легендах об альбигойцах. Альби­гойцы (они же катары) были ным еретическим христианским движением в средневековой Франции, и. по легенде, имен­но у них долго хранился святой Грааль. В 1209 году католическая церковь решила наконец покон­чить с ересью, которая к тому времени захватила весь Ланге­док (область на юте Франции) и грозила распространиться даль­ше. Был организован Крестовый поход, который с перерывами и переменным успехом длился аж до августа 1255 года, пока не пал последний оплот альбигой­цев — замок Керибюс. Но еще за 11 лет до этого события, в марте 1244 года, был взят замок альби­гойцев Монсегюр, из которого, опять же по легенде, особо по­священные катары успели тайно вынести святой Грааль и спря­тать его. Где? Неизвестно. Более поздние легенды рассказывают ­нам о том. что святая чаша оказа­лась у знаменитых тамплиеров.

Орден бедных рыцарей Христа (он же орден рыцарей Иеруса­лимского храма) владел несмет­ными богатствами и очень мно­гими священными реликвиями, среди которых вполне мог нахо­диться и святой Грааль. Причем, по одной из легенд, знаменитая чаша лопала к храмовникам не от альбигойцев, а непосредственно после взятия Иерусалима во вре­мя Первого крестового похода в июле 1099 года. Что. согласитесь, окончательно запутывает дело.

Если святой Грааль все это вре­мя после смерти и воскрешения Христа находился 8 Палестине, то как же быть с историями про Иосифа Аримафейского. коро­ля Артура и альбигойцев'’ Одно нам известно точно. Когда в конце 1930-х годов по личному приказу Гитлера археолог-лю­битель, писатель и оберштурм- фюрер СС О т то Ран отправился на поиски святого Грааля, он ничего не нашел Позже, уже в 1943 году, в пещеры Монсепо- ра была направлена еще одна немецкая экспедиция, которая так же вернулась ни с чем Пос­ле войны поиски святого Грааля окончательно перешли в область художественной литературы и кинематографа.

Языческий символ или спасение?

Так что же такое на самом деле святой Грааль и зачем его искать? Ответ на этот вопрос не так сложен, как может показаться с первого взгляда. Достаточно немного подумать и сопоста­вить факты. Факт первый, когда начинаешь копаться 8 истории святого Грааля, то очень быстро выясняется, что ее корни уходят в языческие, дохристианские времена, когда всякие волшеб­ные чаши, мечи и колья имели вполне определенное значение.

В частности, еще в Античности чаша для жертвоприношений являлась символом женского начала, а копье — мужского.

И не только в Древней Греции и Риме, а по всей языческой Евро­пе. включая кельтов, с которыми король Артур и его рыцари были связаны теснейшим образом.

Получается, что с приходом на территорию Британии и Галлии (нынешняя Франция) христи­анства древние языческие ве­рования просто мимикрировали в соответствии с новой религией, а вместе с ними мимикрировали и древние символы? Скорее все­го, так и было. Тем более что для христианской церкви как таковой святой Грааль не имеет большого значения и искать его не надо.

Поскольку во время церковной службы каждая чаша для Святого причастия — потир — в тысячах и тысячах церквей по всему миру становится Граалем, и каждый верующий христианин вкушает из этой чаши кровь и плоть Хрис­тову. тем самым обретая про­щение грехов (после исповеди) и весомую надежду на вечную жизнь, она же спасение. Те же, кому этого мало, могут искать святой Грааль и дальше. В конце концов, у каждого из нас своя до­рога. Главное, чтобы она не вела в никуда и не принесла разоча­рований