Системы горизонтального перемещения груза также известны как скиддинг-системы или системы надвижки. Принцип работы этого такелажного оборудования прост: есть опорная часть, по которой скользит груз, и есть механизм, который тянет или толкает этот груз.
Одним из прообразов современной системы горизонтального перемещения можно назвать технологию, которую использовали в России для установки памятника Петру I в XVIII веке. Основанием для «Медного всадника» должен был стать монолит весом около 2000 тонн. Екатерина II пообещала награду тому, кто придумает лучший способ доставить скалу на Сенатскую площадь. И способ нашелся: с помощью рычагов «Гром-камень» установили на деревянную платформу. Эта платформа перемещалась на шарах, перекатывающихся по желобам, вырезанным в бревнах. Движение обеспечивала тяговая сила с лебедками и полиспастами (система блоков и канатов, которая позволяет увеличить усилие).
В 1897 году в Москве с помощью катков, рельсов и конной тяги впервые переместили целый жилой дом. В 30-х годах ХХ века эта технология была усовершенствована и получила широкое распространение. Тогда в столице был принят проект по расширению улицы Тверской и, чтобы не сносить исторические здания, их решили переместить. Для этого вокруг основания домов изготавливали раму, раму устанавливали на ролики, а затем при помощи электрических лебедок и домкратов двигали катки по заранее проложенным рельсам. Инженерам удалось переместить дома, не отключая коммуникации: дом двигался по ночам, пока жильцы спокойно спали внутри. Спокойно, потому что дата «переезда дома» была засекречена.
В XXI веке альтернативой рельсам и солидолу стали скиддинг-системы, где скольжение обеспечивает графит или фторопласт. Эти материалы тоже имеют низкий коэффициент трения, однако не пачкают персонал и оборудование.
К примеру, в арсенале «100 ТОНН МОНТАЖ» есть система канадского производителя грузоподъемностью 450 тонн. Здесь рельсы заменены на сварные балки. Скользящая часть покрыта сухим графитом, который обеспечивает скольжение за счет слоистой структуры. По мере необходимости покрытие можно обновлять: достаточно нанести жидкий графит, который высыхает за 24 часа.
В качестве толкающего механизма используется гидравлический домкрат, который упирается прямо в балку, на которой лежит груз. Таким образом, скорость перемещения груза определяется характеристиками домкрата и гидростанции.