Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Как звучит страх? Самые культовые саундтреки фильмов ужасов

Оглавление

Просьба надеть наушники! Первая часть нашей масштабной подборки самых выдающихся и запоминающихся саундтреков из фильмов ужасов уже готова. Читайте, слушайте, делитесь.

Из чего состоит страх? Каким он бывает? Какую роль играет работа звука и верный саундтрек для создания атмосферы ужаса и кошмара? Ночные страхи, например, состоят больше из звуков - когда кажется, что слышны чьи-то шаги или кто-то будто тихонько стучит в дверь. Само собой, работа звукорежиссера в фильме ужасов - вещь крайне важная, о чем, к сожалению, на протяжении всех 2000-х почему-то забывали российские авторы хоррора. Кстати, о работе мастера по звуку на съемочной площадке есть отличный фильм, ссылка будет внизу. Конечно, роль музыки не менее важна для создания атмосферы и погружения в неё зрителя. Сегодняшняя подборка вас в этом убедит.

Психо

shot from "Psycho"/1960/Alfred Hitchcock/Shamley Productions/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Psycho"/1960/Alfred Hitchcock/Shamley Productions/Источник - kinopoisk.ru

Пожалуй, сложно представить человека, который бы не видел этот культовый фильм, награжденный не столько официальными наградами, сколько критиками и зрителями - "Психо" не раз был назван не только самым важным фильмом жанра "хоррор" или "лицом триллера", но и "лучшим визуальным кинособытием вообще". Несмотря на то, что визуальная часть в картине действительно запоминающаяся, музыка к картине не менее важна - невозможно представить "Психо" без ставшего классикой саундтрека Бернарда Херрманна. Весь саундтрек был записан исключительно на струнных, и тревожная главная тема повторяется в ряде композиций. Струнные действительно создают ощущение оголенного нерва и передают тревожное состояние героини, а сам Хичкок сказал, что 33% успеха фильма принадлежат работе композитора.

Пятница 13-е

shot from "Friday the 13th"/1980/Sean S.Cunningham/Paramount Pictures, Georgetown Productions Inc., Sean S. Cunningham Films /Источник - optigrabs.blospot.com
shot from "Friday the 13th"/1980/Sean S.Cunningham/Paramount Pictures, Georgetown Productions Inc., Sean S. Cunningham Films /Источник - optigrabs.blospot.com

Полагаю, есть три типа людей - те, кто любит "Кошмар на улице вязов", предпочитающие "Хэллоуин" Карпентера и фанаты "Пятницы 13-е". Все эти линейки фильмов стали культовыми и изобрели жанр слешер, а также все клише и приёмы, которыми стали пользоваться авторы жанра в дальнейшем. Можно спорить бесконечно, правда вот неоспоримый факт - "Хэллоуин" вышел ранее других фильмов. Но, несмотря на это, и несмотря на то, что фильм Карпентера считается идейным преемником "Психо", сегодня в подборку вошёл фильм о резне в лагере "Хрустальное озеро". Вы легко поймёте причину когда включите трек - если Карпентер, -писавший саундтрек к "Хэллоуину" сам, создавал тенденциозную для 80-х музыку, то композитор "Пятницы, 13-е" Гарри Манфредини точно подхватил эстафету у Херрманна. Это слышно в основной теме, однако композитор добавил и интересную часть с повторяющимся шёпотом, который, как оказалось, несёт смысловую нагрузку - эти слоги, по задумке, означают kill, kill, kill, ma, ma, ma, и являются обращением Джейсона к матери. Это ещё одна связующая нить между "Пятницей 13-е" и "Психо" - неожиданный разворот в конце и тема "матери и сына".

Плетеный человек

shot from "The Wicker Man"/1973/Robin Hardy/British Lion Film Corporation/Источник - kinopoisk.ru
shot from "The Wicker Man"/1973/Robin Hardy/British Lion Film Corporation/Источник - kinopoisk.ru

Не менее культовый хоррор, который толкал жанр в другую сторону, крутил другие ручки прогресса, фолк-хоррор, подготовивший фронт для возникновения термина "слоубернер", детективный триллер "Плетеный человек" представляет в сегодняшней подборке 70-е. И оригинальный саундтрек этого фильма, созданный Полом Джованни совместно с Magnet, является доказательством и неотъемлемой частью "иного пути", по которому шёл фильм. Если вы послушаете этот диск целиком, отдельно от фильма, не зная, что это музыкальная компонента одного из лучших хорроров, вы вряд ли подумаете, что эти композиции вообще имеют отношение к фильму ужасов. Но ИМЕННО ТАК это и работает, и в этом отличие. Если в "Психо" и "Пятнице 13-е" мы видим слышим, как авторы стараются подселить нам тревогу и передать нервное состояние героя, то здесь всё совсем иначе - музыка является неотъемлемой частью того места, в которое прибыл герой, и которое оказалось для него чужим.

Крик

shot from "Scream/1996/Wes Craven/Dimension Films, Woods Entertainment/Источник - dev.to
shot from "Scream/1996/Wes Craven/Dimension Films, Woods Entertainment/Источник - dev.to

Отдохнули от струнных, и ладно. В этом саундтреке к культовому фильму 90-х "Крик" чётко прослеживается та же нить, замотанная в клубок Херрманном - струнные создают эпичный и при этом мрачный звуковой фон, декламируя нарастающее чувство тревоги, паники и создавая отличную подложку для сцен погонь. Всё это отнюдь не случайно, ведь "Крик" является переосмыслением, а заодно и стёбом над жанром слешера, так что перехваченная эстафетная палочка издавала соответствующие звуки. Уэс Крейвен, последним создавший третий столп слешер-франшиз - "Кошмар на улице Вязов", тем не менее, смог в 1996 достойно переизобрести жанр, задав тон и моду для многих последователей. Автор саундтрека Марк Белтрами отлично справился с поставленной задачей.

Побудь в моей шкуре

Фильм Джонатана Глейзера ругали и хвалили, многие издания включали его в список фильмов года, другие же откровенно высмеивали. Картина в чём-то перекликается с культовым "Жидким небом", пытаясь взглянуть на вероятное присутствие инопланетных существ через призму отличных от "инопланетяне-покорители"/"инопланетяне-дарители" конструктов. Так или иначе, фильм стал культовым, что и предрекали многие критики - история о привлекательной женщине, чей облик используется как самое простое и непобедимое оружие, встречающей мужчин для весьма странных отношений, часто сейчас фигурирует в списках "самых странных или атмосферных фильмов". Атмосфера в фильме действительно присутствует, и её неотъемлемая часть - замечательный саундтрек Мики Леви, в котором также преобладают струнные, дополненные техниками глиссандо. Надо сказать, некоторые треки на этом диске очень сложно слушать - Леви сама говорила об этом, признавая, что пыталась создать как можно более неуютные ощущения под стать теме и визуалу фильма. Трек с жутким названием "Пустота, подкрашенная помадой" далеко не самый тяжелый для восприятия, но, предупреждаю, это не просто слушать.

Ещё в Телеужин:

Обзор отличного странного триллера о работе над звукозаписью для хоррор-фильма - читайте тут

Наша подборка самых кассовых фильмов ужасов - первая часть и вторая

Три новых атмосферных хоррора, которые вы могли пропустить

Фильмы с самой большой кассой за минувший 2020

Два весьма интересных и самобытных хоррора здесь