Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Старый добрый вестерн нуар: “Территория Колорадо” (1949)

То, что в Голливуде принято высасывать из однажды сработавшего на публике сюжета всё до последней капли – ни для кого не секрет. Часто это бывают не прямые ремейки, а фильмы по мотивам предыдущего хита, снятые в других антуражах и с несколько иными персонажами. Интересным примером может служить кинолента “Территория Колорадо” ( Colorado Territory ), в которой криминальный нуар “Высокая Сьерра” ( High Sierra , 1941) превратился в вестерн.

Хэмфри Богарт и Ида Лупино в фильме "Высокая Сьерра"
Хэмфри Богарт и Ида Лупино в фильме "Высокая Сьерра"

Позднее режиссер обеих названных кинокартин Рауль Уолш вспоминал: «Я переделал “Высокую Сьерру” в “Территорию Колорадо”, потому что Warners застряли c запуском новых лент. Постоянно кто-нибудь браковал сценарии, и ничего не начинали снимать. Я поговорил с Уорнером и сказал ему: «Сделаем вестерн». Он ответил: «Хорошо. Начинай завтра же». Теперь, когда война закончилась, картины выходили в прокат быстро. Режиссер мог отклонить сценарий, если он ему не подходил или что-то в этом роде. Но тогда его обычно начинали уламывать... Большинство картин были уже проданы и должны были быть выпущены, допустим, 15 января, когда вы брались за них в декабре."

Как и “Высокая Сьерра”, новый вестерн делался по роману Бернетта. Однако студия колебалась стоит ли упоминать Бернетта в титрах, потому что от его сюжета осталась лишь канва. Даже персонажи лишь отдаленно напоминали оригинальных. В конечном итоге место в титрах досталось только Эдмунду Х. Норту и Джону Твисту, хорошему другу Уолша, которые написали сценарий. Картина пережила длинный список названий, включая “Привязанный к Колорадо”, “Тёмный каньон” и “Север Рио Гранде”, пока не стала “Территорией Колорадо”.

Действие в пейзажах Дикого Запада придало картине размах, недоступный гангстерскому кино. В центре всё та же борьба добра и зла, которая наделяет персонажей мифическим статусом. В начале истории МакКуин сбегает из тюрьмы благодаря бандитам, которые рассчитывают, что он поможет совершить ограбление поезда. Девушка-танцовщица Колорадо Карсон пытается оградить его от горькой судьбы. Однако он упорно идёт выбранной дорогой, пока новая банда не поворачивается против него, а женщина, в которую он влюбляется, не предает его. Только тогда он обращает внимание на Колорадо, но уже поздно. 10000 долларов назначено за его голову. МакКуина загоняют в угол местный шериф и его отряд. Только Колорадо остается, чтобы защитить возлюбленного.

В отличие от Иды Лупино, исполнившей главную женскую роль в “Высокой Сьерре”, Вирджинии Майо в “Территории Колорадо” достался более сложный персонаж. Колорадо Карсон – полукровка индианка, которая зачастую становится в центре истории. Майо пришлось активно использовать грим, чтобы затемнить лицо, а также серьёзно поработать над тем, чтобы вжиться в образ решительной бунтарки в мире мужчин. Следует заметить, что всё ей удалось. И хотя въедливые зрители заметили, что цвет лица героини отличается от цвета кожи её ног и рук, это не портит картину. Что же касается исполнения роли, то впоследствии Майо считала её одной из лучших в карьере.

Вирджиния Майо
Вирджиния Майо

На главную роль Уолш решил взять своего молодого протеже актера Рока Хадсона. Режиссер видел в нём огромный потенциал и считал, что он способен отлично сыграть обреченного героя Уэса МакКуина. На кинопробах Рок играл в паре с Вирджинией Майо, которую тогда же тестировали на главную женскую роль. Майо легко прошла отбор. С Хадсоном оказалось сложнее. В роли он выглядел убедительно, но по словам Майо, Хадсон плохо выполнял обязательства.

Рок Хадсон
Рок Хадсон

Позднее она вспоминала: “Рауль заключил с ним контракт, надеясь, что он станет большой звездой. . . . Но Рок просто не понял этого. Он приходил на съемочную площадку около полудня, в то время как остальные из нас работали с 6 утра, и Рауль говорил: «Рок, тебе нужно быть на съемочной площадке и работать с ковбоями на рассвете. Ты не можешь просто так являться в полдень или час дня. " Когда Рок наконец-то приходил на съемочную площадку, то потом часто валял дурака. Он любил играть! Он был просто огромным дитя. Рауль ругал его, но Рок просто заливался гигантской очаровательной улыбкой, в надежде, что все будет прощено - до следующего раза.”

Уолш не мог понять, как повлиять на Хадсона, поэтому достаточно быстро осознал, что взять его на роль главного героя было ошибкой. Уэсом МакКуином стал актер Джоэл МакКри. Он уже несколько раз появлялся в вестернах, и имел правильную внешность, в которой сочетались цинизм преступника и положительная аура. МакКри привнёс в образ то же самое, что Хэмфри Богарт в персонажа “Высокой Сьерры” – сыграл симпатичного бандита, который не может избежать тисков злой судьбы. У МакКуина добрые намерения, но он не может изменить свою жизнь; он слишком глубоко завяз в прошлом.

Вирджиния Майо и Джоэль МакКри в фильме "Территория Колорадо"
Вирджиния Майо и Джоэль МакКри в фильме "Территория Колорадо"

2 сентября 1948 года начались натурные съемки в Гэллапе, штат Нью-Мексико. Джек Уорнер прислал Майо букет цветов, без сомнения, чтобы поднять ей настроение. Для Майо уже давно желанным был шанс работать под руководством Уолша. И она не разочаровалась. По её словам, он был лучшим режиссером в её жизни. Позже она вспоминала, как он вдохновлял МакКри и ее во время особенно сложных сцен, предлагая им представить некую «награду» в конце. Он постоянно «генерировал какие-нибудь идеи, чтобы мы брали их на вооружение. Например, если мы должны были быстро бежать, он говорил: «Тебе очень, очень жарко и хочется пить, и ты только что услышала, что за углом подают бесплатное пиво»

Закончив работу в Нью-Мексико, Уолш снял сцены на площади, в церкви и в здании суда на ранчо Warner Bros. Интерьеры снимали в последнюю очередь, используя павильон студии. Съемки закончились 2 ноября 1948 г.

Постер фильма "Территория Колорадо"
Постер фильма "Территория Колорадо"

После выхода в июне 1949 года картина получила по большей мере доброжелательные отклики. Хотя фильм был запрещен в Западной Германии за то, что правительство сочло его прославляющим антиобщественные элементы, в США его полюбили. Послевоенный американский зритель легко сочувствовал МакКуину и Колорадо. Мрачность фильмов-нуар была в пике моды. Кинолента Уолша быстро стала популярной и по ныне считается одним из лучших нуарных вестернов.

(с) Свен Железнов

Если интересны статьи про вестерны - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Также читайте:

Линчевать нельзя помиловать: “Случай в Окс-Боу” (1943)

Вестерн по-аргентински: “Путь Гаучо” (1952)

Целлулоидная жизнь “Мужа индианки”: история забытого вестерна

Последнее рандеву Рауля Уолша и Эролла Флинна: вестерн “Серебряная река” (1948)

“Они умерли в своих сапогах” (1941)

"Большая тропа" (1930)

"В старой Аризоне" (1928)