Мне тут один товарищ, а он уже год в море ходит - шутки в сторону - так сплёвывая небрежно, сказал, да что ты Дима, вообще, про шторм-трапы знаешь?!
А я не люблю оставлять вопросы не отвеченными.
Так-то по мне фиг скажешь, что я в жизни чего-то повидал. Дурак-дураком. Но внешность часто бывает обманчива.
Я "морскому волку" валидола в валерьянку насыпал, говорю, мол, усаживайся поудобнее, я начинаю.
Мясо и хлеб на палубе не растут - начал я - поэтому на судно продукты привозят. Он юмор понял, даже засмеялся. Последний раз, правда, в этот день.
Так вот, довелось мне с 95 года по 98 работать в шипчандлере. Доставка продовольствия на борт, то есть. Так как для этих целей грузовое судно иметь накладно, мы, в те времена, обходились лоцманским катерком. Если везло, то "Балтикой" - это рыбацкие пароходики промышляющие салакой.
Балтийское море небольшое, но волны и ветер никто не отменял. Если ветер не сильный, метров 12 в секунду, то доходили да дальнего рейда быстро, минут за 40. А вот если дуло, то часика полтора весёлых аттракционов с каруселями и американскими горками гарантировано, абсолютно бесплатно. Юрия Гагарина вуматень укачало бы на ближнем рейде уже, а дальний 12 миль.
Поддон с продуктами закреплён восемью растяжками и покрякивает в такт прыжкам с волны на волну. А я в рубке стою зелёный, наслаждаюсь морскими просторами, периодически, вынужденно, делая наклоны вперёд. Когда судно уже близко, оно начинает винтом подрабатывать, чтобы закрыть нас от ветра. Это помогает, конечно, но в глобальном смысле ничего не меняет. И вот, когда мы уже подруливаем к борту, нас то подбрасывает до мостика, так что успеваешь вахтенному помахать, то опускает ниже ватерлинии.
Погрузка продуктов в таких условиях интереснейшее зрелище. Как толковый детектив. До последнего момента никто не знает долетят продукты до палубы, или рухнут в воду. Выжидаешь нужную паузу и орёшь наверх "Вира". А лебёдки на судне не катапульты. Тянут уверенно но не быстро. Пока поднимают, мы ещё успеваем пару раз в полёте поддон подравнять снизу своей палубой. Паллет исчезает где-то там, пару раз приложившись о борт, и всё затихает. По борту вниз элегантно стекают помидоры и остатки пены пива играют радужками на солнце.
А дальше начинается самый интересный аттракцион - забрасывание меня на шторм-трап. Переброс, или недоброс не рассматривается вообще, так как печать у меня, а без неё, открывать паллет нельзя. Таможенный груз, если что.
Вообще-то, таможенник должен при этом присутствовать, но он вежливо отказался, и сказал что мне в этом вопросе он доверяет целиком и полностью, хитрая тварь.
Когда катерок проваливается вниз с верхней точки, примерно на середине пути, как раз пора забрасывать, чтоб не затёрло между бортами. Если в большой семье ничем щёлкать просто не принято, то тут каждый щелчок -последний. По этой причине по мокрым и скользким балясинам ручками и ножками перебираешь с такой скоростью, что на борт танкера вылетаешь по инерции.
Там уже на борту принимаешь нормальный для этой ситуации сизый цвет вместо зелёного, потому что ещё и страшно, но первая часть подошла к концу.
Дальше рутина, рукопожатия ошалевших матросов, поздравления комсостава, подсчёт оставшихся продуктов, подписание бумаг и вручение мне бабла.
В те времена было принято платить наличкой, ибо можно же обговорить скидки на продукты. А уже скидки с капитаном поделить. По большому счёту я только ради этой радужной перспективы на эти самоубийства и шёл. Заказы были как правило на 6-8 тысяч долларов, а скидки достигали 20%, что тогда для меня было как раз месячной зарплатой.
Судовой повар бегает по палубе от поддона до артелки и отбирает продукты у матросов. Эти там на катере периодически вылетают из-за борта с вопросительными выражениями лиц, мол, ты скоро там?! Капитан и я крепко жмём друг другу руки и прячем деньги, чтоб не дай бог не спутать с общественными.
И вот я, с кучей бабла, таможенными декларациями и печатью, выглядываю туда, где этих мотыляет не по-детски. Туда очень не хочется, а надо. А путь один - снова по шторм-трапу, но уже вниз. Там уже угадывать когда прыгать приходится самому. Они укладывают какие-то сети, мешки, тряпки на шины от Камаза для того, чтобы не убирать потом с палубы мою кровь и кости. Так мне с серьёзным лицом в первый мой вояж объяснил шкипер катерка. Морской юмор он такой. А вот когда висишь на этой верёвочной лесенке между двумя железными посудинами, не до юмора вообще. Вылавливаешь момент, когда катерок толково подбросило, и прыгаешь туда в надежде не промазать.
P.S. Не скажу, что я часто проделывал подобные смертельные трюки, но в 90-е погибали и за куда как меньшие деньги. Может поэтому и вид у меня теперь такой как есть.)