Для меня одной из таких книг стала «Нелюбимая дочь» Пег Стрип. Жанр – нон-фикшн. Казалось бы, не художественное произведение, никаких тебе душераздирающих описаний, простой язык. Но читаешь и думаешь: а ведь это есть в жизни, и за примерами далеко ходить не надо. Только внимание вот на эту конкретную проблему почему раньше не обращалось. Вернее, обращалось, но мозги сразу старались переключиться на что-то другое, найти ситуации разумное объяснение, оправдание, уйти от не своей боли, вытеснить её чем-то другим.
Цитата из книги: «В нашей культуре жестокая правда – что бывают матери, которые ранят, отторгают или унижают своих детей словами и действиями, – тайна, и её существование никто не хочет признавать».
О чём пишет Пег? О нелёгкой участи нелюбимых дочерей. О невидимой, незаживающей ране внутри, о неумении девочек, травмированных материнской нелюбовью, построить гармоничные отношения во взрослой жизни, о стыде и боязни раскрыться перед другими людьми. Потому что как это: мама не любит? Как мама может не любить? Разве так может быть? Может. Ещё как может. Книга разбудила такие вот вытесненные воспоминания.
Случай на рынке. Девочка лет шести-семи просит маму купить куклу Барби. «Мамочка, ну, пожалуйста!» Просит не слишком громко, не канюча, не пытаясь привлечь внимание прохожих. Видно, что ей очень хочется, чтобы мама купила куклу. Смотрю на мать: молодая, красивая, хорошо одетая, немного уставшая женщина. Девочка глядит на прилавок, её видно со спины. Обычный ребёнок. Мать как-то равнодушно соглашается, отдаёт продавцу деньги, желанная кукла в руках у дочки. Девочка счастлива. «Спасибо, мамочка!» Она поворачивается лицом, тянется поцеловать мать и становится видно насколько это некрасивый ребёнок. Мать наклоняется, счастливая девочка целует её в щёку, и в этот момент потрясает выражение материнского лица. Жалость, брезгливость и стыд. Три эмоции в то самое время, когда ребёнок радуется и выражает свою любовь и благодарность. Красивой женщине неловко и стыдно за то, что у неё некрасивый ребёнок.
На обложке книги Пег изображена красивая девушка, чей образ проглядывает сквозь сень ветвей . Но у меня книга ассоциируется со сценой, увиденной на рынке. Два десятка лет уже прошло с того момента, а врезалось в память намертво. Потому что это дико, это противоестественно – так относиться к своему ребёнку. Но это есть в жизни. Просто замалчивается.
И ещё одна мысль постоянно преследовала меня, пока я читала. А разве эта проблема касается только девочек? Нет ведь. Мальчишкам тоже достаётся. Перед материнской нелюбовью все равны. Тоже есть воспоминания, но уже из детства, когда мальчишку за провинности могли выставить за калитку в чём был – в рубашке, спортивных штанах и домашних тапках, несмотря на позднюю осень, и он дрожа от холода повторял, что «больше так не будет» и просился домой. Когда соседи выходили, чтобы вмешаться, его впускали. Мать, как оказалось, сама была из нелюбимых дочерей и скорее всего просто повторяла модель поведения своей матери. Женщина была работящая, детям хотела добра, но вот и такое было. Так проявляла себя искалеченная в детстве душа.
Страшную тему поднимает Пег в своей книге, но поднимает бережно и помогательно. Словно хирург вскрывает нарыв и объясняет, как залечить рану и с достоинством принять послеоперационные шрамы.
Если вам вдруг не повезло попасть в круг отверженных, прочтите книгу Пег. Возможно вы найдёте в ней рецепты для облегчения душевной боли.
Если у вас всё хорошо, прочтите книгу Пег. Возможно, она убережёт вас от неосознанного нанесения душевных ран своим детям.
Искренне желаю: пусть обойдёт вас стороной беда нелюбви.
Берегите себя и близких, и будьте счастливы.