Любой музей может поведать истории о странном «поведении» картин. Есть такие мистические полотна и в нашей Третьяковской галерее. Некоторые принесли несчастье натурщикам или авторам. Другие же отрицательно повлияли на судьбы людей, их увидевших. Сегодня – о четырех очень известных картинах, хранящих загадку и от того наделенных мистической аурой.
Окунуться в эпоху можно с помощью нейросети в видео.
1. «Портрет М.И.Лопухиной». 1797 г. Владимир Боровиковский
Мария Лопухина, в девичестве Толстая, на момент написания картины была цветущей 18-летней красавицей. Однако, всего через 5 лет она умерла от чахотки. Знающие эту полную жизни девушку, были ошеломлены трагедией. Так в свете появилась версия о злом роке.
Было такое поверье, что позирование художнику может принести несчастье. Так случилось и с Марией Лопухиной. Ее красота здесь настолько совершенна, что судьба решила оставить ее в памяти именно такой, молодой и нежной.
Этот шедевр стал самой удачной картиной художника. Продумано все до мельчайших деталей. Не картина, а ребус – найди пару.
· Голубой с золотыми полосками пояс на платье зеркалит с васильками в золотой ниве за героиней
· Поникшая роза – как антипод цветущему румянцу на щеках девушки: вянут цветы, завянет и красота
· Пшеничные колосья склонились, как и рука. Даже линии этих дуг параллельны друг другу, как круги на воде
· Кудри волос перекликаются со звездчатыми листьями кустарника за плечом
· Белые березы вторят белому платью Марии
Владимир Боровиковский создал удивительный чувственный мир, единение человека и природы, без отвлечения на статусность и достаток персонажа картины. А ведь перед нами представительница графского рода, между прочим, двоюродная тетя Льва Толстого. Здесь же акценты смещены с внешнего антуража на душевную составляющую героини. А весь природный фон дополняет и помогает раскрыть этот поэтический образ.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас .
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать. (Я.Полонский)
Портрет так бы и остался символом девичьей красоты и жизнелюбия, если бы не странные последствия. Начали говорить, что незамужние девушки, посмотревшие на портрет, не выйдут никогда замуж. А то и вовсе погибнут молодыми. Подтверждением тому были несколько случаев. Свет подхватил слух о мистической особенности картины. Да так, что ее запретили где бы то ни было выставлять.
Третьяков, выкупив полотно, нарушил цепь трагичных случайностей. Теперь магнетизм и особую ауру глаз Марии Лопухиной мы можем наблюдать спокойно, не опасаясь последствий.
А взгляд действительно манит, манит…
2. «Неизвестная». 1883 г. Иван Крамской
Эта Неизвестная смотрела на нас с обложек календарей, с плакатов и страниц журналов. Достаточно растиражированная в XX веке, в конце XIX века она приносила своим хозяевам сплошные проблемы. Только приобретает картину новый владелец, так у него начинаются несчастья. От одного ушла супруга, у другого в пожаре выгорел весь дом, у третьего начались финансовые проблемы, четвертый и вовсе потерял свое дело.
Картина путешествовала не только по России. Она останавливалась и в европейских частных коллекциях, исправно «принося неприятности» своим владельцам. «Неизвестную» стали считать роковой картиной.
Возможно, никто бы и не связал несчастья с появлением в доме «Неизвестной», если бы не одно обстоятельство. У автора после написания картины в короткое время умерли два сына.
Только в 1925 году «Неизвестная» вернулась в Россию. В Третьяковской галерее незнакомка подуспокоилась, благопристойно заняв свое место в музее. Кстати, имя незнакомки не известно до сих пор.
3. «Неравный брак». 1862 г. Василий Пукирев
Эта картина не принесла несчастий никому, кроме автора. Она стала единственным значимым его произведением. Гений одной картины,- так называли В.Пукирева. Ничего лучше этого полотна он создать так и не смог. Тем не менее, его «Неравный брак» одна из самых обсуждаемых картин XIX века. В чем же причина?
И до и после «Неравного брака» были картины с похожими сюжетами. Но они не стали явлением в живописи. Загадочность картины Пукирева в ее деталях. Мелочи открывают истинный смысл полотна.
Невеста . Нет заламывания рук, истерики, рыданий. Нет театра, мы видим настоящее горе. Невеста еле сдерживает слезы, она покорна судьбе и по-настоящему несчастна.
Священник . Склоняет голову, понимая жертву невесты: надетое кольцо для нее сродни послушанию, которое она покорно принимает.
Световой акцент . Свет, льющийся из окна над головой священника, падает именно на руку, смиренно протянутую к священнику и готовую принять кольцо. Лишь отблеском освещены лица новобрачных и свидетелей.
Две странные для венчания фигуры - старухи за священником и за женихом. За женихом – старуха в белом платье, больше похожем на саван. А за священником как-будто и не человек вовсе, а бестелесный облик. На головах старух веночки, похожие на свадебную фату. Так это умершие жены жениха пришли в обличии призраков посмотреть на следующую жертву.
Взгляды . Гости обмениваются взглядами, шутками, ухмылками. Лишь невеста смотрит в пол. Она главное, но бесправное лицо на этом «празднике жизни».
Автопортрет . Среди возрастных гостей особнячком, справа от невесты, стоит мужчина со сложенными на груди руками. Это сам автор картины, в образе шафера. В первоначальном варианте на этом месте был изображен друг Василия Пукирева, купец Сергей Варенцов. Такая вольность привела его в ярость и напрочь рассорила бывших друзей.
У Варенцова была печальная история, когда его возлюбленную отдали замуж за пожилого, но более состоятельного человека. Увидев картину, Варенцов узнал в сюжете свою личную трагедию, о которой он по секрету рассказывал другу, и устроил скандал. Пришлось художнику отредактировать портрет: добавленная борода сделала шафера похожим на самого автора. Такой вот случайный автопортрет получился.
По другой версии, Василий Пукирев изобразил в роли невесты свою любовь, Прасковью Матвеевну Варенцову. Ее также отдали замуж за богатого жениха, много старше Прасковьи.
Картина произвела фурор. Не одному стареющему генералу-жениху она подпортила кровь, - так отмечали современники ее влияние на публику.
Художник получил за картину звание профессора. Ни одна из написанных до или после «Неравного брака» картин не смогла сравниться с ней. Эта планка так и осталась для художника более ни разу не взятой. Он умер всеми забытый, в нищете и одиночестве.
4. «Бедная Лиза». 1827 г. Орест Кипренский
Название картины ассоциируется с повестью Н.Карамзина. Так оно и есть. Картина написана как раз по сюжету литературного произведения.
Чтобы прокормить себя и мать после смерти отца, молоденькая Лиза ездит в Москву продавать ландыши. Там с ней знакомится Эраст, молодой дворянин. Он соблазняет девушку, но вскоре, охладев, бросает ее. От позора и от горя Лиза решается на самоубийство и топится в пруду.
Романтический сентиментализм – такой жанр присущ картине. Атрибуты – белая одежда и красный цветок, как символы непорочности и любви. Переживания, чувства героини для автора первичны, материальная сторона – не так важна.
Картина наполнена такой нежностью и сочувствием автора, что понятно – не обошлось без личной истории. Так и есть. Такой же жертвой крепостнических правил стала мать художника. Будучи крепостной, она родила сына от помещика. О женитьбе речи не было.
Но замуж за дворового человека помещик ее все-таки выдал. А вскоре дал вольную. Орест, незаконный сын Анны Гавриловой и помещика Дьяконова, предпочитал о себе говорить, как о рожденном под звездой любви. Отсюда его выбор фамилии: Кипренский – Киприда (Афродита, покровительница любви).
Возможно, поэтому, Лиза на картине Кипренского не совсем похожа на бедную крестьянку. Белая рубашка больше напоминает одеяние греческой богини. Серьги, похожие на слезу, тонкой работы. Нежная рука с почти прозрачной кожей, легкий румянец на необветренном лице – как это не совпадает с представлением о девушке, работающей в поле.
Художник делает видимым именно внутреннее содержание нежной чувственной юной жизни. И образ бедной Лизы становится символом безвинно загубленной души.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:
* Подземелья московского Кремля: что там скрывают и почему не пускают
* Красная - не потому что красивая: неизвестная Красная площадь
* Показуха или шедевр: посмотрим, что внутри Храма за 6 миллиардов - видео о Главном храме ВС России в Кубинке
Оцените 10 лучших статей 2020 года или выберите историю, интересную именно вам в первом рубрикаторе
* Все публикации канала "Фишки и шишки опытного туриста" -
Понравилось - ставьте палец вверх.