По первым двадцати минутам трудно сказать, что перед тобой действительно великолепный мультфильм. Понимание, что ты только что увидел настоящий шедевр приходит только после титров. И именно тогда приходит стойкое желание пересмотреть увиденное.
«Душа» умудряется делать множество вещей одновременно, и в каждой из них преуспевает. Многие еще с трейлера увидели сходства с такими мультфильмами как «Головоломка» и «Тайна Коко». От первого фильма у нас здесь забавные персонажи-души смахивающие на эмоции в голове Райли, а от второго фильма конфликт между матерью и сыном на почве музыки. Но от «Головоломки» здесь только внешние сходства, а от «Тайны Коко» только небольшой конфликт, который и вовсе не является центральным.
Итак, что же в этом фильме особенного? Как он отвечает на вопросы о человеческом призвании? И что у него общего с фильмами Дэмьена Шазелла? Будем разбираться.
Выглядит мультфильм потрясающе. Я понимаю, что для Пиксар подобная анимация уже стандарт качества, но меня такое по-прежнему удивляет. Сразу вспоминается шутка, где сотрудников студии не отпускают домой, заставляя рисовать ворсинки на футболке у главного героя.
Каждый новый мультфильм пытается стать лучше предыдущего, и это похвально. Тем более, когда речь идет об оригинальных проектах, а не сиквелах и так уже любимых фильмов.
Фильм поначалу кажется просто другой версией «Тайны Коко». Мексиканскую музыку просто сменили на джаз, а мир мертвых на мир душ. Однако это не так. «Тайна Коко» была скорее не о музыке, а о конфликте поколений и о том, как важно помнить и чтить ушедших близких людей.
«Душа» предлагает нам подумать о том, ради чего стоит жить.
То, ради чего стоит жить
Преподаватель музыки Джо Гарднер, который всю жизнь мечтал играть на настоящих концертах, падает в открытый люк, который ставит крест на всех его планах.
Он оказывается душой, на лестнице в Великое запределье (Great beyond). Но, каким-то образом, ему удается оттуда сбежать, и он оказывается в Великом преддверии (Great before), где обитают души, которые еще не обрели тело на земле. Или не родились, говоря простым языком.
В этом измерении души приобретают черты характера, вкусы, привычки, и, что самое главное, свое призвание.
Гарднера считают за наставника, и выдают ему в ученики душу под номером 22, которая не желает получать пропуск в мир, так как не видит в жизни смысла.
И вот, вроде бы вырисовывается вполне обычный сюжет, где герой просто должен вернуться назад и отыграть свой концерт, но здесь все намного интереснее, чем кажется.
Не буду вдаваться в подробности сюжета, ведь сюрпризов у него приготовлено довольно много, но скажу, что авторы действительно вложили в фильм (извиняюсь за каламбур) душу.
В мультфильме присутствуют интересные мысли о том, что человек, который слепо следует за своим «призванием» может запросто пропустить все, что происходит вокруг него, пропустить саму жизнь. Я много раз сталкивался с людьми, которые постоянно били в одну точку, полностью лишая себя кругозора. Те же заядлые музыканты, которые не то, что не знают, что творится в мире, но и напрочь лишенные какой-либо личной жизни.
Мультфильм говорит нам, что тот, кто занимается простыми вещами, может получать столько же удовольствия от жизни (и даже больше), сколько и человек, творящий что-то великое.
«Душа» показывает, что найти призвание в жизни — это не главное. Главное не терять ту самую искру в душе, которая есть в каждом из нас с рождения.
Пара слов о «Ла-ла Лэнде» и «Одержимости»
Когда я смотрел мультик про джаз, никак нельзя было не вспомнить фильмы Дэмьена Шазелла. И я заметил, что «Душа» это что-то вроде камня в огород этого режиссера.
Дело в том, что герои обоих фильмов Шазелла пренебрегают всем ради своей мечты. В «Одержимости» герой ради барабанов бросает свою подругу, на что та отвечает, что он всегда смотрел на нее сверху вниз, как на человека, у которого нет того самого «призвания». Мультик «Душа» своим посылом критикует этого героя и записывает в список заблудших душ.
В «Ла-ла Лэнде» герои ради мечты расстаются. Они лишаются любви всей жизни, однако преуспевают в своих делах. Грустная улыбка героя Райана Гослинга, которая появляется, когда он прокручивает в голове несбывшееся будущее с героиней Эммы Стоун, только подтверждает, как он сожалеет о том, что упустил ее. Упустил свою счастливую жизнь. +1 в списке заблудших душ.
Итог
«Душа» — это новый хит от Пиксар, который ни в коем случае нельзя пропускать. Премьера в России будет в январе, и, так как у нас в стране еще не заработал Disney+, мы вынуждены ждать релиза в кинотеатрах.
Но это определенно стоит того.