Высокопреосвященный Иннокентий родом из Восточной Сибири. Сын пономаря Ангинской Ильинской церкви в Верхоленском уезде, он родился в 1793 г. 28 августа и при святом крещении был наречен Иоанном. В 1817 г. он окончил курс в Иркутской семинарии, где, по обычаю того времени, первоначальную его фамилию Попов изменили в Вениаминова, в память иркутского Вениамина. В 1821 году Иоанн Вениаминов был посвящен в священники Иркутской церкви Благовещения. В это время, тогдашний епископ иркутский Михаил обратился к местному священству с предложением: не пожелает-ли кто идти на трудный подвиг миссионера алеутского? Отец Иоанн первый откликнулся на зов своего архипастыря.
Из Иркутска он отправился через Якутск в Охотск, откуда, на судне Американской компании, переплыл на главный из Алеутских островов—Уналашку, где и поселился. Тут встретили будущего архипастыря всякие заботы. Он сам, собственными руками, построил для себя дом, сделал всю домашнюю утварь и даже стенные часы. Но по среди житейских забот, которые одни могли-бы убить менее нравственно-сильного человека, отец Иоанн явился истинным христианским проповедником.
Десять лет трудился он на Алеутских островах, неутомимо распространяя христианство. Его деятельность не ограничивалась Уналашкой; в утлом челноке, по океану, переезжал он с острова на остров; устраивал церкви, заводил училища, в которых до 600 мальчиков научил читать по русски и затем, изучив алеутский язык, составил для него азбуку из славянских букв и перевел на туземное наречиe Евангелие от Матвея и необходимые молитвы. Кроме того, им, за это время, составлено огромное и замечательное описание алеутских островов.
Отец Иоанн, видя недостаток средств миссии, отправился на остров Ситху, куда не задолго перед тем было перенесено с острова Кадьяка главное управление американской миссии. На Ситхе, отец Иоанн прожил еще пять лет, стараясь обратить ко Христу диких колошей, с языком которых он первый познакомил ученых.
Живя на Ситхе, отец Иоанн убедился, что без помощи из средоточия православного мира , дела миссии не могут идти успешно. Это заставило его отправиться в Петербург, куда он и прибыл осенью 1839 г. Свое семейство он отправил в Иркутск.
В Петербурге, отца Иоанна узнал митрополит Московский Филарет. Им был произведен отец Иоанн в сан протоирея ; по его-же предложению, отец Вениаминов был назначен начальником американской миссии. Пока изготовлялись средства для миссии, отец Иоанн спросил дозволение посетить московские и киевские святыни. В Москве, он напечатал свой перевод Евангелия на алеутский язык. По возвращении в Петербург отец Вениаминов узнал о кончине жены своей. Это открывало ему путь в монашество. По убеждению митрополита Филарета, он принял сан монашеский с именем Иннокентия, в честь первого епископа иркутского.
В декабре 1840 г. Иннокентий был рукоположен в сан епископа камчатского, курильского и алеутского. Весною 1841 г. с некоторыми иеромонахами и клириками, по его убеждению посвятившими себя деятельности миссионерской, он отправился за 12.000 верст в свою епархию . Близь берегов острова Кадьяка, где в начале нынешнего столетия погибла первая американская миссия , едва не погиб и новорукоположенный епископ камчатский.
Прибыв в Ново-Архангельск, епископ Иннокентий, устроив свою кафедру и училище при соборной церкви, стал думать о просвещении колошей и об учреждении духовных миссий на устьях, впадающих в океан рек, куда в известное время года спускались с верховьев инородцы для рыбного промысла и торговли. Таких миссий было устроено пять и ежегодно около трехсот язычников обращались ко Христу. Не забыл епископ и острова алеутские, где начал свой подвиг; он посетил их все, везде устраивая церкви, или часовни.
Затем, епископ переехал на азиатский материк и временно поселился в Петропавловске, где устроил духовное училище. Зимою он дважды объехал весь полуостров Камчатку до кочевьев чукчей, в самом углу Охотского моря, где поселился на время, чтобы проповедовать Евангелие племенам кочующих тунгусов. Путешествие совершал он в нарте, то есть ящик из досок, на собаках, или оленях. Часто на расстоянии двух сот верст путешественники не встречали даже убогой чукотской юрты и на ночь вырывали себе ночлег в снегу, чтобы спастись от страшных морозов.
Епископ послал также священника на пустынные Курильские острова, где до того времени не было церкви. Из Азии, Иннокентий снова переехал в Америку, где занялся устройством семинарии. Впоследствии, когда якутская область была присоединена к епархии Иннокентия, семинария перенесена в Якутск. Туда-же переселился и преосвященный Иннокентий, исходатайствовав себе викария в Америку. В Якутске, при помощи одного опытного священника (ныне епископ Вениамин) он перевел на якутское наpечиe Евангелие, литургию и молитвы и исходатайствовал у Святейшего Синода разрешение, чтобы богослужение во всей якутской области совершалось на туземном языке. Таким образом до 250 тысяч якутов утвердились в вере Христовой.
Во время восточной войны Иннокентий жил в Аяне, где была фактория американской компании. После войны, преосвященный был вызван в Петербург, для присутствования в Свяшенном Синоде. Здесь он пробыл целый год и многое сделал для благоустройства своей паствы. Ему дан был второй викарий в Якутск, так как собственная его деятельность должна была направиться на вновь пpи обретенный Россией Амурский край. На берегах Амура, в Благовещенске, он устроил в третий раз свою кафедру. Прежде, чем окончательно поселиться на Амуре, архиепископ посетил Якутск и Америку. На этот раз, помощником его в деле проповеди явился родной его сын, который несколько прежде поселился в Николаевске, на устье Амура, где занимался обращением племени гольдов. Мало по малу, китайцы и монголы начинают склоняться к вере Христовой и недалеко уже то время, когда пределы православной церкви раздвинутся за Даурию и Монголию до пределов Кореи.
Всякий, внимательно прочитавший этот беглый очерк многотрудной и, поистине, исполненной великих подвигов, жизни высокопреосвященного Иннокентия, поймет, почему покойный митрополит Филарет пожелал его ceбe в приемники . Заметим еще, что высокопреосвященный Иннокентий написал небольшую книжку «Указание пути к царствию небесному». Эта книга, вся проникнута чувством живой и сердечной веры, написанная ясным и всякому понятным языком, есть одна из замечательнейших русских духовных книг и, подобно сочинениям Св. Тихона Задонского, любима простым народом нашим.
Преосвященный Иннокентий, не получил сам высшего духовного образования где-либо в академии, ибо его воспитание ограничилось только иркутскою семинарией; но если единственная цель высших богословских центров, каковы духовные академии направлена особенно к распространению слова Божия и света Христова, то кто-же более смиренного Иннокентия достиг сей высокой цели, подвизаясь столько лет на своем миссионерском поприще? Ибо он успел образовать два языка, алеутский и якутский, для изложена на них слова Божия!