Двадцати семи летний бельгийский профессор физики – Жозеф Плато, летом 1829 года, подверг себя в ходе научного опыта, жестокому испытанию. В течении двадцати пяти секунд, он не отрываясь, смотрел на диск полуденного солнца. Он почти ослеп в попытке определить предел сопротивляемости сетчатки глаза. После этого эксперимента, ему пришлось провести несколько дней в тёмной комнате, пока не исчезнет в глазах терзающий образ солнца.
Жестокий опыт не дал не чего существенного в научном плане. Но чтобы делать выводы необходимо поближе познакомиться с работами Ж. Плато.
За год до этого, бельгийский экспериментатор поставил провёл менее рискованный опыт. Им были проведены исследования персистенции – способность сетчатки глаза сохранять некоторое время изображение исчезнувшего из поля зрения объекта. Для этого он вращал в горизонтальной плоскости диск, на котором с небольшими интервалами были закреплены полоски окрашенные в цвета спектра. При определённой скорости вращения диска разноцветные лоскуты картона сливались в сплошной одноцветный обод. Имея информацию о физических и геометрических параметрах можно изучать эффект создаваемый прибором. Выяснилось, что длительность персистенции зависит от силы и времени воздействия на органы зрения, от света и освещённости предмета. В среднем она равнялась 0,34 секунды.
Правда, до этого уже был известен диск Ньютона. Каждый из его секторов окрашен в свой цвет спектра. И при раскручивании диска по оси, глаза воспринимают его белым.
И диск Ньютона, и многочисленные познавательные игры были лишь разновидностью приборов для демонстрации оптических иллюзий, известных как минимум две тысячи лет. После того, как Жозефу Плато, вернулось зрение, он возобновил свои опыты для которых создаёт новые разновидности оптических аппаратов. В 1932 году им был разработал несложный аппарат – фенакистископ, который навсегда вписал его имя в история. Принцип работы фенакистископа заключается в следующем: если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку покажется, что он видел предмет, меняющий форму и положение.
Открытие Плато положило начало предыстории кино. В 1832 году фотография ещё не вышла из лабораторий. Поэтому для создания движущихся изображений использовались рисованные картинки. В 1834 году английский математик Уильям Джордж Хорнер преобразовал фенакистископ Плато в более совершенную конструкцию – зоотроп. У зоотропа картинки нарисованы на тонкой картонной ленте, которую уже можно считать прообразом киноплёнки.
Появление фотографии ещё долгое время не оказывало влияние на развитие кинематографа. Время выдержки первых фотоаппаратов составляло не менее получаса. Такой аппаратурой можно было снимать только памятники и пейзажи. Такие фотографии стоили очень дорого, так как на место съёмок приходилось тащить сам аппарат, который был весьма тяжёлым, ванны для приготовления и проявления пластин.
Фотография неуклонна развивалась, и время выдержки сокращалось, и уже в 1851 году составляло меньше одной минуты.
Таким образом, фотография делала стремительные шаги к кинематографу. В XIX веке на особом месте стояло увлечение лошадиными скачками. Лошадников интересовало положение ног лошади при различных аллюрах. Дискуссии по этому поводу закончились пари в миллион франков. Разрешить данный спор взялся фотограф Эдвард Мэйдбридж. На ферме он построил специальное сооружение. Вдоль беговой дорожки установили двадцать кабин. В стене каждой кабины, через отверстия выглядывали объективы. В каждой кабине сидел помощник, который непосредственно перед съёмкой готовил пластины для фотографирования мокро-коллодионным способом. Поперёк беговой дорожки были натянуты верёвки. Пробегая мимо кабин, лошадь рвала верёвки, спуская тем самым затворы аппаратов. Первый опыт не дал ожидаемых результатов, и поэтому количество аппаратов увеличили до двадцати четырёх. Правда многим художникам и «лошадникам» моментальные фотографии показались безобразными. Трудно было увидеть в природе, то чего не замечали ранее.
Результатами работы данного способа фотографирования заинтересовали парижского врача и физиолога Жюля Марэ. Фотографируя движущегося человека, попытки снять полёт птицы, и в результате двадцатипятилетней работы появился один из первых прототипов киносъемочного аппарата. Жюль Маре дал ему название – плёночным хронофотографом.
Инженер-химик Лепренс придумал целлулоидную плёнку с перфорацией. Это ещё один блестящий шаг в развитии кинематографа.
И уже в финале предыстории появления кинематографа, в нескольких странах, в том числе и в России, десятки изобретателей открывают секрет проецирования на экран. И наконец, братья Люмьер произносят слово «кинематограф», и это уже положило начало истории.