Найти тему

Русский народ в борьбе против угнетателей. Часть 5

Продолжение. Правописание источника.

Рассматривайте этот труд, как памятник нашей культуры.

Начало здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/velikii-russkii-narod-vvedenie-60493738013fe76fa3cec4d0

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/liubov-russkogo-naroda-k-svoei-rodine-i-ego-borba-za-svoiu-svobodu-i-nezavisiost-chast-2-6049e615752e6e35d12ebffe

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/obrazovanie-edinogo-russkogo-gosudarstva-i-rol-moskvy-v-sobiranii-russkih-zemel-chast-3-604a0f2365a3ff11013b22ab

https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/boevye-tradicii-russkogo-naroda-i-sozdanie-russkogo-voennogo-iskusstva-chast-4-604a1a6447ab35453280bb94

-2
-3
-4

В отличие от Западной Европы, где сложились бур­жуазные национальные государства, в России во главе централизованного государства стояли дворяне-поме­щики. Господствующий класс крепостников-помещиков жестоко эксплуатировал трудящиеся массы русского на­рода и нерусского населения.

Русские крестьяне до половины XIX века жили в рабских условиях. Они были прикреплены к земле и на­ходились в полной зависимости от помещика. Крепост­ные крестьяне обрабатывали своим инвентарём барские земли. Крестьяне, жившие в поместье у дворянина, должны были отдавать помещику значительную часть своего урожая и приносить ему продукты своего хозяй­ства: масло, молоко, яйца, птицу и т. п. Помещик полно­властно распоряжался судьбой своих крепостных, про­давал и покупал их поодиночке, семьями или целыми де­ревнями, сурово карал за малейшее неповиновение. Сам он не нёс ответственности даже за смерть замученного им крепостного.

Закрепощённые крестьяне не хотели и не могли ми­риться с неволей и произволом помещиков. Они муже­ственно боролись против феодального гнёта и бесправия. Крестьяне массами бежали на окраины России, где не было крепостных порядков, и становились там вольными людьми — казаками. Всё чаще и чаще измученные при­теснениями крестьяне поднимались против своих мучи­телей — помещиков.

В начале XVII века во главе крестьянского восста­ния стал народный вождь Иван Болотников. В молодо­сти он был боярским холопом, бежал на Дон, но был захвачен татарами и продан в турецкий плен. Из плена ему удалось бежать. Болотников побывал в разных евро­пейских странах, но он стремился на Родину, мечтая отомстить помещикам за «неправду жизни».

Вернувшись в Россию, Болотников возглавил кре­стьянское движение и осенью 1606 года со своими отря­дами подошёл к Москве. На соединение с ним шли во­оружённые косами и топорами русские крестьяне, а так­же и нерусские народности, особенно мордва, чуваши, татары, проживавшие в нижегородских землях, в Астра­хани и по всему Поволжью. Но восстание Болотникова было стихийным крестьянским движением и вскоре было разгромлено.

Во второй половине XVII века во главе восставших крепостных крестьян встал представитель казацкой вольницы Степан Тимофеевич Разин. Эта вторая кре­стьянская война охватила гораздо больший район и от­личалась большим размахом, чем восстание Болотникова.

Весной 1667 года Разин с отрядом казачьей голытьбы перебрался с Дона на Волгу, а затем на реку Яик (Урал). На его призыв к борьбе против крепостников- бояр, дворян и купцов к нему в отряд шли русские кре­стьяне и казаки, а также нерусское население Поволжья. В Тамбовском, Пензенском, Симбирском, Нижегород­ском и Казанском уездах нерусские национальности создавали свои отряды, доставляли продовольствие вос­ставшим, распространяли «прелестные» письма (прокла­мации) Разина.

В октябре 1670 года под Симбирском царская армия разбила плохо вооружённые войска Разина. Вскоре и сам Разин, выданный богатыми казаками, был схвачен и летом 1671 года предан в Москве жестокой казни.

Но крестьянское движение продолжало расти с неосла­бевающей силой. За первые 10 лет царствования Екате­рины II только в центральных областях произошло около 40 выступлений крестьян против помещиков. В 70-х го­дах XVIII века крестьянское движение превратилось в мощную крестьянскую войну против крепостников-поме­щиков. Эта великая крестьянская война возглавлялась умным и мужественным вождём угнетённого крестьян­ства Емельяном Ивановичем Пугачёвым. В пугачёвском восстании вместе с русскими крестьянами и казаками уча- стровали башкиры, татары, киргизы, казахи и другие на­родности царской России.

Крестьянские и национальные восстания представ­ляли собой стихийный протест против царизма и кре­постничества. Отсутствие организованного и политически сознательного руководства обрекало эти восстания на неизбежные поражения, но не умаляло их революцион­ного значения в истории русского народа.

В XIX веке борьба против царизма стала неотлож­ной исторической задачей, без разрешения которой рус­ский народ не мог успешно развиваться. Из среды рус­ского народа в эту эпоху выдвинулись три поколения революционеров: дворянские революционеры-декабристы и Герцен, революционные демократы во главе с Черны­шевским и Добролюбовым и в конце века новое поколе­ние — пролетарские революционеры во главе с Лениным и Сталиным.

Первым выдающимся дворянским революционером был Александр Николаевич Радищев. Он требовал от­мены крепостного права и ликвидации самодержавия. Радищев верил в творческие силы и великое будущее русского народа. «Твёрдость в предприятиях, неутоми­мость в исполнении — суть качества, отличающие народ российский. О, народ, к величию и славе рождён­ный!»— писал Радищев о талантливом русском народе, силы и способности которого были скованы тогда цариз­мом.

Как и все передовые люди России, Радищев считал, что каждый русский патриот обязан бороться за осво­бождение Родины от «стоглавого чудовища» — самодер­жавия. Он верил, что освобождённый русский народ сам устроит свою государственную жизнь и на основе сво­боды, равенства и добровольного союза народов Рос­сии установит свою народную республику.

Освободительные идеи и патриотические чувства Радищева особенно ярко отразились в его оде «Воль­ность» и в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». За эту книгу Радищев был объявлен преступником и приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу в Сибирь.

Стойкий и мужественный сын русского народа, Ради­щев до самой смерти служил своей родине, борясь за её освобождение от гнёта самодержавия.

Вслед за Радищевым и другие представители дворян­ских революционеров — декабристы и Герцен — выдви­гали программу освобождения народов России от угне­тения царя и всевластия помещика.

Освободительные идеалы декабристов прекрасно вы­разил в своих стихах поэт-декабрист Рылеев, пригово­рённый царским правительством к смертной казни. В ка­земате незадолго до смерти он гвоздём на оловянной тарелке начертил стихи:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней;

И мне ль стыдиться сих цепей,

Когда ношу их за Отчизну.

Продолжатель дела декабристов А. И. Герцен наряду с программой решительного освобождения крестьян выдвигал требование равноправия народов России. В 1863 году он выступил в защиту поляков, боровшихся против национального гнёта, бичевал царских палачей — усмирителей восстания. Герцен вступил в тесную связь с польскими революционерами и стремился установить с ними единство действий. Он был уверен, что судьба польских восстаний зависит от широких демократиче­ских преобразований, от степени вовлечения в нацио­нальное движение крестьянских масс и от солидарности всех сил в Польше и России в их борьбе против царизма. «Солидарность, связывающая Россию и Польшу между собою и со всем славянским миром,— писал Герцен,— не может быть отвергнута: она очевидна. Ещё более: вне России нет будущности для славянского мира; без Рос­сии он не разовьётся — он расплывается и будет погло­щён германским элементом; он сделается австрийским и потеряет свою самостоятельность. Но не такова, по нашему мнению, его судьба, его назначение». Герцен предвидел, что сплочение славянских народов вокруг русского народа может спасти их от онемечения, обеспе­чить расцвет их национальных сил и дарований.

Герцен, как и все дворянские революционеры, был подлинным патриотом, боровшимся за честь и процвета­ние России, которую он хотел видеть среди цивилизо­ванных и свободных наций и государств. Дворянские революционеры были далеки от народа и потому потер­пели поражение. Однако дело их не пропало.

«Декабристы, — писал Ленин,— разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили ре­волюционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной Воли»» [ В. И. Ленин, Соч., т. 18, стр. 14—15.]. Революционеры-разночинцы были более тесно свя­заны с широкими демократическими кругами России и отличались большей последовательностью в борьбе про­тив царизма.

Демократ-разночинец Виссарион Григорьевич Белин­ский всю свою жизнь отдал делу освобождения и про­свещения русского народа. Он страстно ненавидел кре­постничество и много сделал для поднятия националь­ного самосознания России.

Белинский считал обязанностью русских патриотов бороться против всякого насилия и гнёта, добиваться национального и социального освобождения народов России.

В письме к Гоголю 15 июля 1847 года Белинский обрушивается на крепостные порядки царской России, в которой попираются все права и достоинство русского народа. Он писал, что России нужны не проповеди, не молитвы, а «пробуждение в народе чувства человече­ского достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре».

С чувством глубокой скорби и гнева Белинский пи­сал, что в условиях царизма и крепостничества Россия «представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек: страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Вась­ками, Стешками, Палашками...» [В. Г. Белинский, Письмо к Гоголю, Гослитиздат, 1947, стр. 5.].

Он требовал немедленного освобождения «белых ра­бов» — крепостных крестьян и установления демокра­тических порядков.

Белинский критиковал устои крепостничества и ра­стущего буржуазного строя. Он разоблачал своекоры­стие капиталистов, называя их людьми без патрио­тизма.

Великий критик строго осуждал безудержное восхва­ление господствовавшими классами всего иностранного. Он возмущался их пренебрежением ко всему русскому. В то же время Белинский выступал против попыток реак­ционеров отгородить китайской стеной русскую куль­туру от культуры других народов. По убеждению Белин­ского, передовые деятели русской культуры являются «наследниками целого мира». Он предвидел, что талант­ливый русский народ внесёт в сокровищницу мировой культуры много нового и оригинального. Но для этого необходимо, чтобы он мог свободно и самостоятельно развиваться.

Белинский верил в грядущий расцвет свободной Рос­сии и предсказывал ей великую будущность.

Белинский был учителем Чернышевского и Добро­любова, которые стали идейными вождями новой эпохи революционного и культурного развития русского народа. Беспредельно преданные народу, революционеры- демократы боролись за крестьянскую революцию, в которой они видели единственную возможность револю­ционного преобразования России. Как и все революци­онные демократы, Чернышевский предвидел, что освобождённая Россия внесёт могучий вклад в духовную жизнь человечества. Он был одним из первых не только русских, но и мировых учёных, понявших рабовладель­ческую основу расовых теорий и вскрывших её эксплуа­таторскую сущность.

Те же идеи отстаивал ближайший друг и соратник Чернышевского Добролюбов. Он требовал решительной борьбы против «дармоедства». «Уничтожение дармоедов и возвышение труда — вот постоянная тенденция исто­рии»,— писал Добролюбов.

Чернышевский и Добролюбов глубоко верили, что Россия выйдет в шеренгу передовых и ведущих стран, как только она освободится от тех уз, которыми сковы­вало её крепостническое самодержавие. Добролюбов предсказывал, что освобождённый русский народ «не ре­бёнком или рабом», а «вольным мужем жизни новой» выступит среди других народов мира.

Тогда республикою стройной,

В величья благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин.

Вдохновенные слова Добролюбова стали явью. Пре­красная мечта многих поколений передовых людей, отда­вавших все силы своего ума и сердца для раскрепощения народов нашей страны, была осуществлена героической партией большевиков во главе с её великими вождями Лениным и Сталиным, создавшими новое, социалистиче­ское государство.

-5