Продолжение. Правописание источника.
Рассматривайте этот труд, как памятник нашей культуры.
Начало здесь:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/velikii-russkii-narod-vvedenie-60493738013fe76fa3cec4d0
https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/liubov-russkogo-naroda-k-svoei-rodine-i-ego-borba-za-svoiu-svobodu-i-nezavisiost-chast-2-6049e615752e6e35d12ebffe
https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/obrazovanie-edinogo-russkogo-gosudarstva-i-rol-moskvy-v-sobiranii-russkih-zemel-chast-3-604a0f2365a3ff11013b22ab
https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/boevye-tradicii-russkogo-naroda-i-sozdanie-russkogo-voennogo-iskusstva-chast-4-604a1a6447ab35453280bb94
В отличие от Западной Европы, где сложились буржуазные национальные государства, в России во главе централизованного государства стояли дворяне-помещики. Господствующий класс крепостников-помещиков жестоко эксплуатировал трудящиеся массы русского народа и нерусского населения.
Русские крестьяне до половины XIX века жили в рабских условиях. Они были прикреплены к земле и находились в полной зависимости от помещика. Крепостные крестьяне обрабатывали своим инвентарём барские земли. Крестьяне, жившие в поместье у дворянина, должны были отдавать помещику значительную часть своего урожая и приносить ему продукты своего хозяйства: масло, молоко, яйца, птицу и т. п. Помещик полновластно распоряжался судьбой своих крепостных, продавал и покупал их поодиночке, семьями или целыми деревнями, сурово карал за малейшее неповиновение. Сам он не нёс ответственности даже за смерть замученного им крепостного.
Закрепощённые крестьяне не хотели и не могли мириться с неволей и произволом помещиков. Они мужественно боролись против феодального гнёта и бесправия. Крестьяне массами бежали на окраины России, где не было крепостных порядков, и становились там вольными людьми — казаками. Всё чаще и чаще измученные притеснениями крестьяне поднимались против своих мучителей — помещиков.
В начале XVII века во главе крестьянского восстания стал народный вождь Иван Болотников. В молодости он был боярским холопом, бежал на Дон, но был захвачен татарами и продан в турецкий плен. Из плена ему удалось бежать. Болотников побывал в разных европейских странах, но он стремился на Родину, мечтая отомстить помещикам за «неправду жизни».
Вернувшись в Россию, Болотников возглавил крестьянское движение и осенью 1606 года со своими отрядами подошёл к Москве. На соединение с ним шли вооружённые косами и топорами русские крестьяне, а также и нерусские народности, особенно мордва, чуваши, татары, проживавшие в нижегородских землях, в Астрахани и по всему Поволжью. Но восстание Болотникова было стихийным крестьянским движением и вскоре было разгромлено.
Во второй половине XVII века во главе восставших крепостных крестьян встал представитель казацкой вольницы Степан Тимофеевич Разин. Эта вторая крестьянская война охватила гораздо больший район и отличалась большим размахом, чем восстание Болотникова.
Весной 1667 года Разин с отрядом казачьей голытьбы перебрался с Дона на Волгу, а затем на реку Яик (Урал). На его призыв к борьбе против крепостников- бояр, дворян и купцов к нему в отряд шли русские крестьяне и казаки, а также нерусское население Поволжья. В Тамбовском, Пензенском, Симбирском, Нижегородском и Казанском уездах нерусские национальности создавали свои отряды, доставляли продовольствие восставшим, распространяли «прелестные» письма (прокламации) Разина.
В октябре 1670 года под Симбирском царская армия разбила плохо вооружённые войска Разина. Вскоре и сам Разин, выданный богатыми казаками, был схвачен и летом 1671 года предан в Москве жестокой казни.
Но крестьянское движение продолжало расти с неослабевающей силой. За первые 10 лет царствования Екатерины II только в центральных областях произошло около 40 выступлений крестьян против помещиков. В 70-х годах XVIII века крестьянское движение превратилось в мощную крестьянскую войну против крепостников-помещиков. Эта великая крестьянская война возглавлялась умным и мужественным вождём угнетённого крестьянства Емельяном Ивановичем Пугачёвым. В пугачёвском восстании вместе с русскими крестьянами и казаками уча- стровали башкиры, татары, киргизы, казахи и другие народности царской России.
Крестьянские и национальные восстания представляли собой стихийный протест против царизма и крепостничества. Отсутствие организованного и политически сознательного руководства обрекало эти восстания на неизбежные поражения, но не умаляло их революционного значения в истории русского народа.
В XIX веке борьба против царизма стала неотложной исторической задачей, без разрешения которой русский народ не мог успешно развиваться. Из среды русского народа в эту эпоху выдвинулись три поколения революционеров: дворянские революционеры-декабристы и Герцен, революционные демократы во главе с Чернышевским и Добролюбовым и в конце века новое поколение — пролетарские революционеры во главе с Лениным и Сталиным.
Первым выдающимся дворянским революционером был Александр Николаевич Радищев. Он требовал отмены крепостного права и ликвидации самодержавия. Радищев верил в творческие силы и великое будущее русского народа. «Твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении — суть качества, отличающие народ российский. О, народ, к величию и славе рождённый!»— писал Радищев о талантливом русском народе, силы и способности которого были скованы тогда царизмом.
Как и все передовые люди России, Радищев считал, что каждый русский патриот обязан бороться за освобождение Родины от «стоглавого чудовища» — самодержавия. Он верил, что освобождённый русский народ сам устроит свою государственную жизнь и на основе свободы, равенства и добровольного союза народов России установит свою народную республику.
Освободительные идеи и патриотические чувства Радищева особенно ярко отразились в его оде «Вольность» и в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». За эту книгу Радищев был объявлен преступником и приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу в Сибирь.
Стойкий и мужественный сын русского народа, Радищев до самой смерти служил своей родине, борясь за её освобождение от гнёта самодержавия.
Вслед за Радищевым и другие представители дворянских революционеров — декабристы и Герцен — выдвигали программу освобождения народов России от угнетения царя и всевластия помещика.
Освободительные идеалы декабристов прекрасно выразил в своих стихах поэт-декабрист Рылеев, приговорённый царским правительством к смертной казни. В каземате незадолго до смерти он гвоздём на оловянной тарелке начертил стихи:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней;
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну.
Продолжатель дела декабристов А. И. Герцен наряду с программой решительного освобождения крестьян выдвигал требование равноправия народов России. В 1863 году он выступил в защиту поляков, боровшихся против национального гнёта, бичевал царских палачей — усмирителей восстания. Герцен вступил в тесную связь с польскими революционерами и стремился установить с ними единство действий. Он был уверен, что судьба польских восстаний зависит от широких демократических преобразований, от степени вовлечения в национальное движение крестьянских масс и от солидарности всех сил в Польше и России в их борьбе против царизма. «Солидарность, связывающая Россию и Польшу между собою и со всем славянским миром,— писал Герцен,— не может быть отвергнута: она очевидна. Ещё более: вне России нет будущности для славянского мира; без России он не разовьётся — он расплывается и будет поглощён германским элементом; он сделается австрийским и потеряет свою самостоятельность. Но не такова, по нашему мнению, его судьба, его назначение». Герцен предвидел, что сплочение славянских народов вокруг русского народа может спасти их от онемечения, обеспечить расцвет их национальных сил и дарований.
Герцен, как и все дворянские революционеры, был подлинным патриотом, боровшимся за честь и процветание России, которую он хотел видеть среди цивилизованных и свободных наций и государств. Дворянские революционеры были далеки от народа и потому потерпели поражение. Однако дело их не пропало.
«Декабристы, — писал Ленин,— разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной Воли»» [ В. И. Ленин, Соч., т. 18, стр. 14—15.]. Революционеры-разночинцы были более тесно связаны с широкими демократическими кругами России и отличались большей последовательностью в борьбе против царизма.
Демократ-разночинец Виссарион Григорьевич Белинский всю свою жизнь отдал делу освобождения и просвещения русского народа. Он страстно ненавидел крепостничество и много сделал для поднятия национального самосознания России.
Белинский считал обязанностью русских патриотов бороться против всякого насилия и гнёта, добиваться национального и социального освобождения народов России.
В письме к Гоголю 15 июля 1847 года Белинский обрушивается на крепостные порядки царской России, в которой попираются все права и достоинство русского народа. Он писал, что России нужны не проповеди, не молитвы, а «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре».
С чувством глубокой скорби и гнева Белинский писал, что в условиях царизма и крепостничества Россия «представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек: страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками...» [В. Г. Белинский, Письмо к Гоголю, Гослитиздат, 1947, стр. 5.].
Он требовал немедленного освобождения «белых рабов» — крепостных крестьян и установления демократических порядков.
Белинский критиковал устои крепостничества и растущего буржуазного строя. Он разоблачал своекорыстие капиталистов, называя их людьми без патриотизма.
Великий критик строго осуждал безудержное восхваление господствовавшими классами всего иностранного. Он возмущался их пренебрежением ко всему русскому. В то же время Белинский выступал против попыток реакционеров отгородить китайской стеной русскую культуру от культуры других народов. По убеждению Белинского, передовые деятели русской культуры являются «наследниками целого мира». Он предвидел, что талантливый русский народ внесёт в сокровищницу мировой культуры много нового и оригинального. Но для этого необходимо, чтобы он мог свободно и самостоятельно развиваться.
Белинский верил в грядущий расцвет свободной России и предсказывал ей великую будущность.
Белинский был учителем Чернышевского и Добролюбова, которые стали идейными вождями новой эпохи революционного и культурного развития русского народа. Беспредельно преданные народу, революционеры- демократы боролись за крестьянскую революцию, в которой они видели единственную возможность революционного преобразования России. Как и все революционные демократы, Чернышевский предвидел, что освобождённая Россия внесёт могучий вклад в духовную жизнь человечества. Он был одним из первых не только русских, но и мировых учёных, понявших рабовладельческую основу расовых теорий и вскрывших её эксплуататорскую сущность.
Те же идеи отстаивал ближайший друг и соратник Чернышевского Добролюбов. Он требовал решительной борьбы против «дармоедства». «Уничтожение дармоедов и возвышение труда — вот постоянная тенденция истории»,— писал Добролюбов.
Чернышевский и Добролюбов глубоко верили, что Россия выйдет в шеренгу передовых и ведущих стран, как только она освободится от тех уз, которыми сковывало её крепостническое самодержавие. Добролюбов предсказывал, что освобождённый русский народ «не ребёнком или рабом», а «вольным мужем жизни новой» выступит среди других народов мира.
Тогда республикою стройной,
В величья благородных чувств,
Могучий, славный и спокойный,
В красе познаний и искусств,
Глазам Европы изумлённой
Предстанет русский исполин,
И на Руси освобождённой
Явится русский гражданин.
Вдохновенные слова Добролюбова стали явью. Прекрасная мечта многих поколений передовых людей, отдававших все силы своего ума и сердца для раскрепощения народов нашей страны, была осуществлена героической партией большевиков во главе с её великими вождями Лениным и Сталиным, создавшими новое, социалистическое государство.